Обучающее изложение по русскому языку (3 класс). Урок русского языка " Обучающее изложение" (3 класс) УМК "Школа России" Изложение русскому языку 3

01.10.2014 17699 1356

Цель урока: Научить писать изложение повествовательного текста.

Задачи урока:

1. Помочь написать изложение «Лев и мышь»

2. Учащиеся должны предсказать содержание текста, составить план, выделить главную мысль текста.

3. Работая в группе записать содержание текста.

Оценка: работа в тетради, «круглый стол».

Ход урока:

1. ПОБУЖДЕНИЕ.

А) оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку

Объявление темы урока, постановка целей;

Б) отгадайте загадки:

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки. (Мышь)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой…

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша-львица.

-У какого папы локоны волной? (у льва)

В) стратегия «Предсказание по ключевым словам»

(на доске написаны слова, дети высказывают свои предположения, о чем будет рассказ)

Лев, мышь, стала просить, отпустил, охотники, привязали, веревка, перегрызла, понял, добро.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

1. А) Знакомство с текстом

А теперь проверим, насколько верны ваши предсказания.

«Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Обещала отплатить за это добром. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку. Понял лев, что и от мыши добро бывает.

Б) Слово учителя:

Как вы думаете, кто боится мыши? (Оказывается мышей очень боятся слоны. Дело в том, что у слонов очень нежная кожа на ступнях ног, а мыши ее прогрызают и доставляют большое беспокойство слонам)

А еще четырехлетняя мышь по возрасту равняется 80-летнему человеку.

Сколько человеческих лет проживает за год мышка?

В) Прояснение лексического значения:

Как вы понимаете «отплатить добром»?

Г) Словарная работа:

Найдите орфограмму и объясните, как ее проверить:

Лев, рев, веревка (парные согласные)

Пробежала, засмеялся, обещала, привязали (безударный гласный в корне слова)

Д) Анализ и деление на части:

Какой это текст? (повествовательный)

На сколько частей можно разделить его по смыслу? (на три)

Е) Составление плана:

1. Смешное обещание.

2. Мышка спасла льва.

3. Как аукнется, так и откликнется.

2. а) Подготовка к написанию изложения:

Чтение и пересказ по частям.

Стратегия «Эстафета» (групповая работа, выполняется на общем листе)

1 ученик – бегун (читает и запоминает по одному предложению)

2 ученик – секретарь (записывает)

3 ученик – корректор (следит за орфографией)

Каждый ученик должен побывать в роли бегуна, секретаря, корректора.

Б) Написание изложения (общая работа сдается учителю, каждый самостоятельно пишет изложение).

3. РЕФЛЕКСИЯ

Стратегия «Круглый стол» (устно).

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось? Почему?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

3 КЛАСС. Изложение.

Барсук.

Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто, нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

3 КЛАСС. Изложение.

Елка.

Наступил Новый год. Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звездочки, и снежинки. Светятся желтым, красным, зеленым цветом шары. Бусы переплели зеленые ветки. Каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.

А над елкой под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигналы.

Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. На празднике было очень весело.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Легенда о жаворонке.

Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.

Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.

Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

3 КЛАСС.Изложение.

Осенью в лесу.

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся к друг дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Все кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег. Тогда зароется в сугроб – никто его не увидит.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

3 КЛАСС. Изложение.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, огородные грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые. Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

3 КЛАСС.Изложение.

В берлоге.

Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.

Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Ежик.

Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.

Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился, вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.

Наступило первое сентября. Витя и его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

3 КЛАСС. Изложение.

Клесты.

На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

3 КЛАСС. Изложение.

Листопад.

Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.

Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.

Предварительный просмотр:

Изложение.

Новый муравейник.

3 класс. (4 четверть) Тема: « Глагол.»

Изложение.

Новый муравейник.

Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.

Все утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.

Муравей выбрал место для жилья около березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.

Предварительный просмотр:

Прощальная песенка.

3 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ.(СЕНТЯБРЬ)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.

Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.

Предварительный просмотр:

Изложение.

Купание медвежат.

3 класс. (4 четверть)Тема « Склонение имен прилагательных.»

Изложение.

Купание медвежат.

Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.

Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.

Прохладное купание освежило медвежат.

Предварительный просмотр:

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

3 КЛАСС.Изложение.

Что надо дарить.

Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

Наступил Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.


Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

План урока:

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем , независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами . Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.


Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» )

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Сборник сочинений и изложений в помощь учителю начальных классов

Сочинение № 1

« Как я провёл летние каникулы »

Цель: формировать умение свободно высказываться; прежде всего, на основе собственных

наблюдений и впечатлений.

1. Сообщение цели урока:

— Вы были на летних каникулах. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения « Летние каникулы »

— Расскажите, как отдыхали летом.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том куда выехали)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать интересный случай)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка

1) Куда выехали.

2) Интересный случай.

3) Моё отношение.

6. Написание сочинений.

7. Проверка.

Сочинение № 2

Сочинение по материалам экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений, составлять текст.

1. Сообщение цели урока:

— Вчера мы были в парке на экскурсии. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения: « В парке поселилась осень».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— На основе, каких признаков можно так озаглавить сочинение? Вспомните, как изменились деревья в парке. Расскажите о цветах, траве. Кто и чем привлёк ваше внимание? Что слышно в осеннем парке?

3. обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что осень мы не ждём, она приходит незаметно.)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать деревья, осенние листья, траву, можно сказать о шелесте листьев, негромких голосах птиц.)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к тому, что видели.)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

5. Составление и запись плана

1) Экскурсия в парк.

2) Как украсила осень деревья.

3) Мне понравилось в парке.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Сочинение № 3

Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана.

Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения. Развивать речь. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

1. Сообщение цели урока:

— Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана.

— Он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье природы.

2. Знакомство с содержанием картины.

— Рассмотрите внимательно картину.

— Что изобразил художник? (свободные высказывания)

— Каков, по – вашему, замысел художника?

— О чём эта картина?

3. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст?

— О чём пойдёт речь в основной части?

— Как можно закончить текст? (выразить своё отношение к иллюстрации)

5. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

6. Написание сочинений.

Изложение № 1

« Осень»

Цель: развивать умение определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

а) Чтение текста для изложения (№ 88)

б) ответы на вопросы учебника. Выборочное чтение.

в) выяснение темы текста.

— О чём говорится в тексте? Какова его тема?

3. Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части? Как вводная часть связана с

основной?

— О чём сообщается в основной части? Какой момент вам показался самым интересным?

4. Составление плана текста.

1) Подготовка к зиме.

2) Заняты бурундуки.

3) Скоро зима.

В трещинах, зарывают, кедровые орешки, за обе щёки, кувыркаются.

7. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение, проверяют

по учебнику.

Изложение № 2

« Прощальная песенка»

Цель: развитие умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и

последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст читает учитель)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе

скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец

сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора

в далёкий путь.

(По В. Бианки)

3. Работа над структурой текста.

— Сколько частей в тексте?

— Какой смысл имеет заключительная часть?

4. Составление плана.

1) Одинокий скворечник.

2) Скворцы.

3) В далёкий путь.

5. Пересказ. Словарная работа.

Подбор опорных слови словосочетаний, выяснение их лексического значения: осень, поредела листва, качается, прилетела, скользнула, веточку, кончилась, прощались, теперь.

6. Орфографическая подготовка.

7. Повторное чтение текста.

8. Запись текста по частям. Проверка.

Изложение № 3

« Казахские девушки»

Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 196)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами.

3. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

На какие три части разделён рассказ?

План

1) Казахские девушки.

2) Страна знает их имена.

3) Народ чтит их память.

5. Орфографическая работа.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Изложение № 4

« Львица»

Цель: развивать умение передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. (Текст записан на доске)

Львица.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детёнышей. Два львёнка жалобно пищали.

Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери,

но разъярённая львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. С большим трудом

удалось вытащить львят. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал

за малышами: кормил их из соски, чистил, укрывал тёплым одеялом. Львята выросли, окрепли,

им очень понравился новый дом.

3. Анализ содержания рассказа.

— На какие части разделён рассказ? Озаглавьте их.

Примерный план.

1) Что случилось в зоопарке?

2) Какая беда грозила львятам?

3) Как вела себя львица?

4) Как удалось спасти малышей?

4. Пересказ текста.

5. Орфографическая работа.

Выписать слова на доске: кормить, пищали, разъярённая, цеплялась, вытащить.

6. Запись текста. Проверка.

Сочинение № 1

« Мой друг »

Цель: формировать умение связно описывать; раскрыть тему сочинения и основную мысль сочинения.

1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение « Мой друг».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— Расскажите, кого мы можем назвать другом. (Рассказы учащихся)

3. Обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале

сочинения? (Например, о том, что у вас есть друг.) О чём вы будете писать в основной

части? (Надо описать друга.) Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение.)

4. Словарная работа.

Постарайтесь использовать слова устойчивые словосочетания: « быть не робкого десятка»,

« звёзд с неба не хватает», « задирает (не задирает) нос».

5. Составление плана:

1) Рост. 2) Лицо. 3) Глаза. 4) Причёска. 5) Походка. 6) говорит. 7) Привычки. 8) Характер.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание сочинений.

Сочинение № 2

Описание животного

Цель: развивать умение составлять текст – описание, точно употреблять имена прилагательные

в речи.

1. Подготовка к написанию сочинения.

— Какое животное вы хотели бы описать?

— Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что вы будете доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста?

2. Обсуждение построения (структуры) урока.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале? О чём вы будете писать в основной части? Как закончить сочинение?

3. Словарная работа.

4. Составление плана.

Примерный план

1) Кличка животного, порода.

2) Внешний вид.

— голова, морда (глаза, уши, нос)

— туловище (размер, шерсть, движение)

— лапы, хвост

— повадки, поведение животного

3) Моё отношение к животному.

5. Написание сочинений.

Сочинение № 3

По картинке « Зимние забавы детей»

Цель: развивать умения воспринимать картинку, определять её тему, озаглавливать, передавать её содержание; совершенствование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне.

1. Знакомство с содержанием картинки; определение её темы, основной мысли; озаглавливание.

— Рассмотрите внимательно картинку. Что изобразил художник? (Свободные высказывания детей.)

— Какова тема картинки? Как её лучше озаглавить? (Например: « Зимние забавы детей», «Зимой на улице».)

— Выясним основную мысль картинки. Что хотел художник передать своим рисунком? Каково его отношение к тому, что он изобразил? (Основная мысль можно сформировать так: « Весело зимой ребятам на улице!»

2. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст? (Можно начать с предложения, в котором выражена основная мысль. Это позволит все остальные предложения подчинить раскрытию основной мысли.)

— О чём пойдёт речь в основной части? (Нужно описать занятия детей.)

— Как можно закончить текст? (Выразить своё отношение к иллюстрации. Например: Мне нравится этот рисунок. Радостно смотреть на ребят.)

3. Орфографическая подготовка.

4. Написание сочинения. Проверка.

Изложение № 1

« Гости»

Цель: развивать умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста и его структурой.

* Чтение текста для изложения.

Гости.

Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил Черепаху, Крота, Кузнечика и Сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.

Черепаха и сейчас ещё идёт где- то. Ведь все знают, какая она «быстрая».

Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да и сбился с дороги – мимо дома прополз.

Кузнечик задумал свои сапожки подковать, прежде чем к Ёжику идти. Звенел, звенел молоточком, — а тут и ночь подошла. А ночью кто же в гости ходит?

Только Сороконожка приползла к дому Ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать — одну, другую, пятую, десятую…

Пока все вытерла, Ёжик лёг спать.

В. Хомченко.

* Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

1) Дождался ли Ёжик своих гостей?

2) Почему не пришла черепаха?

3) Как пошёл в гости Крот?

4) Что задумал сделать Кузнечик?

5) Что сделала Сороконожка?

* Выяснение темы текста.

О чём говорится в тексте? Какова его тема?

* Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части?

— О чём сообщается в основной части?

— О чём говорится в заключительной части?

3. Составление плана текста.

4. Пересказ. Словарная работа.

5. Орфографическая работа.

6. Повторное чтение текста (про себя). Затем учащиеся пишут изложение. Проверка.

Изложение № 2

« Куланы»

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 527)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы по учебнику.

— Что вам показалось в рассказе наиболее интересным?

3. Лексико-синтаксическая работа.

4. Орфографическая подготовка.

— Учитель уточняет написание окончаний некоторых слов.

5. Повторное чтение текста.

6. Запись текста.

Изложение №3

« Друзья»

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения.

Друзья.

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овёс. Утром Коля принёс ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы.

— Кого увидел Коля? Что он стал делать? Привыкла ли олениха к Коле?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

— На какие три части разделён рассказ?

Примерный план.

1) Трудное время.

2) Встреча.

3) Помощь друга.

3. Словарная работа.

олениха, увидел, однажды, овёс, угощение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель заранее подготавливает карточки, и на которых написаны слова и словосочетания.

5. Чтение текста.

6. Написание изложение.

7. Проверка.

Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обучающее изложение.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей. Задачи урока:
Предметные задачи урока:
-учить воспринимать (понимать) общий смысл текста и содержание, выражать собственное мнение, обосновывать его;
-учить воссоздавать исходный текст согласно плану, грамотно строя предложения;
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, воспитывать интерес к новому, чувство коллективизма (коммуникативные).
Ход урока.
1. Организация класса к уроку.
Встаньте ровно, все готово?
Начинаем наш урок.
С изложением разбираться
Продолжаем точно в срок.
2. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня на уроке мы будем писать изложение по вопросам.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
-Ребята, для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы узнать что-то новое, научиться передавать содержание прочитанного, учимся употреблять слова и выражения.)
3. Вступительная беседа.
-В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня на уроке, вы ответите сами, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
Лося называют лесным великаном. Давайте рассмотри слайд с изображением лося. Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Обратите внимание на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Интересно, что каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые рога, причем число ответвлений увеличивается на один отросток. По количеству отростков можно определить возраст лося.
4. Работа над изложением.
- Ребята, какие типы текстов вы знаете?
(Текст - повествование, текст-описание)
- Постарайтесь определить вид текста, который вы услышите.
1) Знакомство с текстом изложения. (Читает учитель)



Г. Скребицкий 2)Вопросы по прослушанному тексту:
-Вы прослушали текст. Какого вида этот текст? (Повествовательный)
-Почему вы так думаете? (В тексте рассказывается о лосе; всё, изображённое в рассказе, можно изобразить на нескольких снимках.)
-На сколько частей можно разделить текст? (На 4 части)
-Что вы можете сказать о частях текста? (Все части текста связаны общей темой.)
-Какова тема нашего изложения и как его можно озаглавить? (Лось)
-Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)
-В какое время происходят события? (Весной лось сбрасывает свой головной убор.)
-От чьего имени ведётся рассказ? (От имени автора)
-Какова основная мысль рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
Поговорим более подробно о каждой части.
3)Чтение, языковый разбор и составление плана. 1.Чтение и разбор вступления.
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
-Ребята, как начинается текст? (Дети читают первое предложение).
- Нам ясно из первого предложения, о чём идёт речь?(Да. На лесную поляну вышел лось)-Обратите внимание на то, каким был лось? (Огромным)
-Это важно? (Да, ведь у него были большие рога)
-О чём мы узнаём из второго предложения? (Он постоял и чутко прислушался.)
-Зачем он прислушивался? (Ему важно знать – нет ли опасности. Он действовал с осторожностью.)-Ребята, а как связаны первые два предложения в первом абзаце? Цепной связью; лось - он)- Прочитайте третье предложение. Что сделал лось? (Зашагал по краю полянки)
-Давайте озаглавим первую часть. («Огромный лось» или «Огромный лось в лесу»)
2.Чтение и разбор второй части текста.
Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.
-Как начинается вторая часть? (Впереди росли толстые берёзы.)
-На что хотел обратить автор в этом предложении? (Перед нами старая берёзовая роща)
-Что сделал лось? (Он зашагал к ним)-Обратите внимание, что он не просто пошёл, а «зашагал».
-Почему автор употребил это слово? (Может быть, лось осознавал важность своего поступка)
-Прочитайте третье предложение. Как шел лось? (Странно поматывая головой)
-Что значит странно? Подберите синоним. (Необычно)
-Прочитайте вторую часть этого предложения и скажите, что мог сбросить лось с головы? (Рога)
-Что необычного вы узнали из четвёртого предложения? (Великан полез между стволами берёз)
-Как автор называет нашего героя? (Великан)
-Как связаны второе, третье, четвёртое предложение этой части? (Лось, он, великан- цепной связью.)
-Что же происходит дальше? Как развиваются события в рассказе?(Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.)
-Что самое главное в этой части? Как её можно озаглавить? («Потеря рога»)
3.Чтение и разбор третьей части текста.
Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
-Как поступил лось? (Из березняка лось вышел только с одним рогом.)
-Что произошло дальше? (Он медленно пошёл в чащу)
-Обратите внимание, что лось шёл медленно, видно, что ему жалко расставаться с рогами.
-Для чего великан пойдёт в чащу? (Чтобы оставить там свой второй рог)
-Можно ли назвать эту часть кульминацией? (Да. Это ответственный момент в рассказе, когда животное расстаётся со своей гордостью, защитой и красотой.)-Как можно озаглавить эту часть? («Странное решение»)
4.Чтение и разбор четвёртой части текста.
Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
-О чём мы узнаём из последней части рассказа? (Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор)
-Как автор называет рога лося? (Тяжёлый головной убор.)
-Прочитайте, последнее предложение. (Лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.)-Как вы понимаете его смысл? (Рога - это шапка. Лось приветствует весну, когда теряет рога.)
-Как озаглавим эту часть? («Тяжёлый головной убор»)
-Есть ли здесь развязка? («Да. Лось готов к приходу весны») -Ребята, можно ли изобразить, увиденное в рассказе, на одном снимке? (Нет)
5.Составление плана
-Какие вопросы можно задать к каждой части?
1.Огромный лось в лесу (О ком текст?) 2.Потеря рога (Куда и зачем шёл лось?) 3.Странное решение(Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?) 4. С весной здоровается. (Почему и когда лось сбрасывает рога?)
-Какой вопрос можно задать к первой части? (О ком текст?)
-Какой вопрос можно задать ко второй части? (Куда и зачем шёл лось?)
-Какой вопрос можно задать к третьей части? (Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?)
-Какой вопрос можно задать к четвёртой части? (Почему и когда лось сбрасывает головной убор?)
6. Словарно-орфографическая работа
(Обучающиеся работают с карточками в парах сменного состава, подбирают к предложенным в карточках словам проверочные.)
Слова для карточек:
Л…сную(лес,) пост…ял (стоя,) заш…гал (шаг), р…сли (рос), г…ловой(головы), х…тел (хочет), т…жёлый (тяжесть), ств…лами (ствол), г…ворят(говор), в…твях (ветви), л…мает (лом), в…сной (вёсны), зд…ровается (здорово).
(Далее учитель обращает внимание детей на слова с трудным написанием.)
- Ребята, посмотрите на доску, на ней записаны слова с трудным написанием. Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске: огромный, прислушался, полянки, сбросить, недаром
7.Лексическая работа
-Ребята, как можно назвать лося, чтобы не было повторов? (Он, великан)
- Давайте выделим опорные слова- глаголы, которые помогут нам написать изложение:
1.Вышел, зашагал, прислушался, постоял.
2.Росли, зашагал, поматывал, хотел, сбросить, не обошёл, полез, застрял, отвалился. 3.Вышел, сбросит, пошёл.
4.Сбрасывает, говорят, ломает, здоровается.
8.Физкультминутка
9.Продолжение работы по теме урока
Чтение текста детьми (лучше про себя)
Пересказ текста. По опорным словам. (Самостоятельно, работа в парах)
10. Самостоятельная работа (запись текста в тетрадях)
-Как пишем каждую часть текста?
-Как пишем предложения?
-Помним, что в предложении говорится о чем-то об одном.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Что мы сегодня писали на уроке? Встаньте, кому было легко написать
изложение. Поднимите руки, кто испытал трудности.
-Понравился ли вам текст с которым мы работали?