Красные дни календаря презентация для начальной школы. Красные дни календаря - вселенная, время, календарь

Цель: познакомить с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря.

Планируемые результаты: учащиеся научатся кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, описывать празднование одного их таких праздников в своем городе (селе), аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, куклы Мальчик и Девочка, таблички с названиями месяцев, атрибуты государственных праздников (флаг РФ, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, аудиозапись мелодии Jingle Bells), фишки синего, зеленого, красного цвета.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о праздниках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

Для чего служит календарь?

Какие бывают календари?

Где и когда появились первые календари?

Почему не только зимой может начаться новый год?

Назовите даты рождения своих родных и друзей.

(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике “Вспомним” на с. 40 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Ученики от имени куклы Девочки отвечают на них. Затем учитель вызывает 12 учеников, дает им таблички с названиями месяцев и предлагает построиться по порядку их следования в календаре. Другой группе учитель предлагает выстроить порядок месяцев по сезонам: зима, весна, лето, осень.)

Игра “Назови соседа”

Я называю месяц, а вы - его соседей.

Февраль. (Январь, март.)

Июнь. (Май, июль.)

III. Самоопределение к деятельности

Знаете, о чем сегодня говорили наши помощники? Они вспоминали, как мы на прошлом уроке познакомились с праздником Ураза-байрам, который отмечают в тех семьях, где исповедуется мусульманская вера. Но вот что никак не могли решить наши помощники - есть ли такие праздники, которые отмечает вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации.

Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства? (Ответы учеников.)

И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить об общероссийских праздниках.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны черной краской, другие - красной! Почему? (Ответы учеников.)

Почему именно красным цветом выделяют праздничные, выходные дни? (Красный цвет означает праздник. Красный значит красивый. Красный цвет хорошо заметен.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о праздниках.)

2. Сообщения учащихся

Международный женский день. В XIX в. о том, что женщины имеют какие-то права, и речи быть не могло. Женщинам запрещали участвовать в выборах, занимать руководящие посты. Женский труд считался менее квалифицированным, работали они порой по 16 ч в сутки, получая при этом гроши.

В 1908 г. в Нью-Йорке впервые прошла мартовская демонстрация женщин с требованиями предоставить им равные права с мужчинами. Вдохновительницей и идеологом этого движения была немецкая коммунистка Клара Цеткин. Решение о ежегодном праздновании Международною женского дня было принято в 1910 г. на 11 Международной конференции женщин-активисток социалистического движения в Копенгагене.

В Америке и в некоторых европейских странах этот день впервые отметили 19 марта 1911 г. Точной даты тогда не установили. И только через три года решили отмечать этот праздник 8 марта. Это предложение прозвучало как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 г. в Петербурге. 2 марта 1913 г. в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысячи человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; дороговизна жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта и в другие дни, близкие к этой дате, женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 г. женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгом “Хлеба и мира”. Эта демонстрация предшествовала смене власти в стране - через 4 дня император Николай II отрекся от престола. Пришедшее к власти Временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет советской власти стал государственным праздником. С 1965 г. этот день был объявлен нерабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

После распада Советского Союза день 8 Марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Его отмечают и во многих странах СНГ. Правда, в Узбекистане, например, он теперь называется Днем матери, а в Армении - Днем материнства и красоты. Но названия не меняют сути. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В этот праздник появилась традиция поздравлять всех женщин страны: жен, подруг, матерей, сестер, коллег. 8 Марта остается одним из самых радостных весенних праздников. Традиционным цветком в этот день во многих странах считается мимоза, такая же нежная и прекрасная, как женщины. 8 Марта - тот редкий день, когда мужчины не хотят скрывать своих чувств благодарности и любви к женщине.

Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник Весны, Любви, Красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины - галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов. В семье по традиции женщин освобождают от домашних обязанностей, готовят сюрпризы, преподносят подарки. На работе мужчины поздравляют всех женщин предприятия. В школах мальчики готовят праздник для девочек.

День защитника Отечества. 23 февраля в России празднуется День Защитника Отечества. Этот праздник считается праздником воинов - ветеранов, нынешних и будущих военнослужащих. В 1995 г. Государственная дума России приняла Федеральный закон “О днях воинской славы России”, в котором этот день и был назван Днем защитника Отечества.

Обоснованием даты стало сражение под Нарвой и Псковом в феврале 1918 г., в котором воины молодой Советской республики (так называлась наша страна в те годы) достойно противостояли немецким войскам. В честь той битвы день 23 февраля стал праздником, который сначала называли Днем Красной Армии, потом - Днем Советской армии и Военно-морского флота и, наконец, Днем защитника Отечества.

Но какова бы ни была история праздника, прежде всего в сознании наших соотечественников он ассоциируется со славными подвигами наших предков в борьбе за независимость нашей родины и целостность ее границ.

Долгие века отражала Русь бесконечные нападения врагов со всех сторон света. Сначала на Русь рвались из степи кочевники - печенеги и половцы. Триста лет наша земля находилась под гнетом монголо-татарской орды. С Запада нам угрожали рыцари-крестоносцы. Во времена Смутного времени в XVII в. пытались поработить руссов и овладеть Москвой войска Речи Посполитой - поляки. А в годы Отечественной войны 1812 г. в Москве был остановлен русскими воинами со своей покорившей всю Европу армией Наполеон. И всюду на пути врага - и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и под Бородино, и на безымянных полях Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - вставали стойкие и мужественные защитники Отчизны.

Почетным долгом мужчин в разные времена и в разных странах была обязанность при необходимости защищать Отечество с оружием в руках. На Руси те, для кого эта обязанность становилась делом долга и чести, получили со временем звание благородного дворянства. Они-то и составляли костяк русского офицерства. Следовать единожды данной воинской клятве было нормой для русского дворянина и делом чести. О русских офицерах сложено много стихов, песен, сняты кинофильмы, написаны книги. Страна гордится своими героями и помнит об их подвигах.

Поэтому, прежде всего, этот день - дань нашего уважения всем поколениям героического российского воинства.

Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы - так в древности называли наших предков - были смелыми и бесстрашными воинами. В конце VI в. византийский император так писал о руссах: “...они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы, легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их искусно владеют оружием”.

Гордостью российского воинства являются такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Жуков, Конев, Рокоссовский и другие.

День Победы. 9 мая 1945 г. в 2 ч ночи по московскому времени московское радио голосом диктора И. Левитана сообщило о капитуляции фашистской Германии. Закончились четыре долгих года Отечественной войны, полных потерь, лишений, горя.

И действительно, в этот день радость и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Потому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто трудился в тылу для победы нашей страны, тех, кто погиб на территории, оккупированной фашистской армией, кто умер от голода и пыток в концлагерях и фашистских застенках, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Наши соотечественники стояли до последнего - в Бресте и Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли - и выстояли. А те, кого нс взяли на фронт, ковали Победу в тылу. Женщины и подростки, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, железные дороги и мосты, пахали и сеяли. Вот почему День Победы - действительно всенародный праздник.

День победы над фашизмом в России приходится на 9 мая. День 9 Мая - всенародный праздник в России. С каждым годом ветеранов войны становится все меньше. Но те, кто жив, собираются в День Победы на центральных площадях городов, встречаются с однополчанами, поминают павших товарищей. В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. В Москве на Красной площади проходит военный парад в честь победы над фашистской Германией.

Праздник весны и труда. Этот праздник много дет в России имел политическую окраску. Назывался он Днем международной солидарности трудящихся, отмечался демонстрациями, парадами. История появления праздника такова.

Промышленная революция коренным образом изменила жизнь миллионов людей. Началась она в Англии примерно в 1750 г., а в следующем столетии охватила Европу и Северную Америку.

До промышленной революции большинство людей жило в деревнях и занималось сельским хозяйством. В городах тогда жителей было немного. Самое необходимое, например, ткани или инструменты, люди изготавливали самостоятельно или же обращались к ремесленникам, которые трудились в небольших мастерских. Жизнь была подчинена циклу сельскохозяйственных работ, а праздники отмечали ключевые точки этого цикла, например, майские тайцы и осенние праздники урожая.

Промышленная революция превратила европейские страны из сельскохозяйственных в промышленные. Были изобретены машины, производившие ткани и многие другие товары гораздо быстрее, чем прежде.

Для нового оборудования потребовались фабрики, возникла нужда в людях, которые работали бы с механизмами. И люди стали уходить из деревень, а вокруг фабрик вырастали большие и малые города. Жизнь менялась, но не всегда к лучшему. Рабочие в основном жили в нищете и тесноте. Рабочий день был очень длинным, но платили людям чрезвычайно мало, отпусков не полагалось.

В XIX в. рабочие стали объединяться в профсоюзы, добиваясь повышения оплаты и улучшения условий труда. Хозяева промышленных предприятий были вынуждены понемногу повышать заработную плату

и сокращать рабочий день. Рабочий праздник. День международной солидарности трудящихся, отмечался в Европе с 1890 г. 1 Мая был объявлен Международным днем трудящихся, или Днем труда. Этот день во многих странах и в наше время является нерабочим и отмечается праздничными демонстрациями.

В Российской империи впервые этот день отметили в 1891 г. в Петербурге.

Первомай считался одним из наиболее важных праздников в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах. На Красной площади проходили многолюдные демонстрации. В столице Китая Пекине этот день до сих пор отмечен пышными торжествами, с парадами, ганцами и фейерверками.

В Англии День труда отмечают в первый понедельник мая. В США и Канаде этот день празднуют в первый понедельник сентября. В Новой Зеландии День труда отмечают в октябре, а на Ямайке - 23 мая.

У всех европейских народов Первое мая - это любимый праздник весны, зелени и цветов. В этот день повсюду проводились веселые гулянья, горожане “выезжали на природу”. Главное ритуальное действо заключалось в украшении “майского дерева”, которое устанавливалось на центральной площади. В этом принимала участие вся деревня. “Дерево” - это ствол сосны или березы с поперечиной на вершине. На конце такого шеста подвешивались гирлянды из зелени и цветов.

Новый год. Празднование Нового года имеет долгую и интересную историю.

Наши предки, древние славяне, Новый год праздновали 1 марта - с наступлением тепла и началом полевых работ.

В конце X в. с принятием христианства на Руси был введен юлианский календарь. Счет лет в нем велся от “сотворения мира”, происшедшего, как утверждает церковь, за 5508 лет до нашего летосчисления.

В 1492 г. начало года на Руси было официально перенесено на I сентября.

А в 1699 г., через несколько месяцев после того, как 1 сентября россияне уже отпраздновали Новый год, им пришлось празднование повторить. Потому что 19 декабря Петр I издал указ о реформе календаря в России. По указу императора Петра I следовало 1 января 1700 г. “...в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом... по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни”.

Согласно этому документу Новый год стали отмечать 1 января, и было принято христианское летосчисление - от Рождества Христова.

В канун нового, 1700 г. Петр 1 сам зажег на Красной площади первую ракету. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Гулянья продолжались всю ночь.

А в XX в., в первые годы после революции, новогодний праздник был отменен как религиозный и был введен новый календарь, новый стиль, отличавшийся от старого на 13 дней.

С тех пор празднование Нового года наступает на 13 дней раньше. Однако старый Новый год сохранился в памяти людей. Поэтому сегодня наши соотечественники встречают Новый год 1 января и старый Новый год 13 января.

Однако следует заметить, что не всегда наступлению Нового года придавалось такое большое значение, как сейчас. Связано это было с религиозными традициями и правилами. У православных христиан в это время Рождественский пост. А во время поста, как известно, верующие должны воздерживаться от определенных видов пищи, вести скромный образ жизни, заботиться о своей душе, избегать веселья. Католики же по “календарным” причинам свой главный религиозный праздник - Рождество Христово - празднуют 25 декабря. Поэтому из-за рождественских праздников наступление нового календарного года является для них незначительным событием.

Сегодня же этот праздник стал одним из самых любимых, веселых, волшебных не только для детей, но и для взрослых. Начало нового года - самое подходящее время начать “новую жизнь”, осуществить новые планы, мечты, надежды. Поэтому этот праздник любят и отмечают все. А новогодние традиции становятся в эти дни важными и значимыми для каждого человека.

3. Работа по учебнику

Посмотрите на фотографии в рубрике “Заглянем в семейный альбом”. Какие праздники запечатлены на фотографиях? (Ответы учеников.)

Как вы догадались? Назовите приметы этих праздников. (Ответы учеников.)

Какой самый любимый праздник в вашей семье? Как вы его отмечаете? (Ответы учеников.)

У каждого праздника есть свои украшения, своя символика, своя музыка.

Игра “Узнай праздник”

(Учитель показывает атрибуты, символику, включает отрывки из музыкальных произведений, а дети должны догадаться, какой это праздник.)

Важно помнить, что то, что подходит к празднованию Нового I ода, может быть неудачным для празднования Дня Победы, Дня защитника Отечества и даже может огорчить ветеранов, показаться неуважением к ним.

V. Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Поднимать и опускать руки

перед собой ладонями вверх.)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Медленно присесть с опущенными, прижатыми

к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены

в стороны, ладонями вниз.)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Медленно подняться, держась руками

за голову, как за шляпку.)

Кто нашел его, друзья?

(Пожимать плечами.)

Это я, это я, это я!

(Прижать руки к груди,

утвердительно кивая головой.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 28)

(Работа в паре.)

Прочитайте, выполните задание.

Обоснуйте свой выбор.

VII. Рефлексия

Послушайте стихотворения и накройте фишкой знак соответствующего праздника в рабочих тетрадях (с. 28-29). Накройте картинку с изображением первого праздника синей фишкой.

(Учитель раздает ученикам разноцветные фишки.)

Месяц март, число восьмое -

Нет нам с папою покоя.

Что нам маме подарить?

Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет

И подснежников букет.

Мы пришли домой с букетом.

Мы смеялись, пили чай.

Вместе с мамою конфеты

Мы поели невзначай.

Накройте картинку с изображением этого праздника зеленой фишкой.

Зимний вечер,

Чудный вечер.

Снег искрится голубой.

Мы зажжем на елке свечи.

Соберемся всей семьей

За столом, где будет тесно

От улыбок, пирога...

Ах, как убрана чудесно

Наша елка в жемчуга!

Н. Красильников

Накройте картинку красной фишкой.

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

То значит, он (вернее, я).

То значит, он (вернее, я),

Он в школу собирается.

И. Токмакова

Накройте картинку синей фишкой.

Есть ордена, и есть медали,

И славы полная река...

А этот знак вы все видали

На пиджаке фронтовика.

Ни серебра, ни позолоты,

Ни блеска славы нет на нем -

Изображен боец пехоты,

Он Знамя держит под огнем.

В него стреляют, бьют картечью,

А он стоит, не упадет...

Теперь идет он мне навстречу

И внука за руку ведет...

И я иду, до них полшага,

Гляжу на знак и на лицо -

Так это ж он был у Рейхстага,

Так это он был тем бойцом,

Который все бои и дали

Прошел под яростью атак!..

Есть ордена, и есть медали,

И есть простой солдатский знак.

Все дни войны и все утраты

И все победы в нем сошлись...

Увидишь знак - узнай солдата,

Герою низко поклонись.

А. Александров

Накройте картинку зеленой фишкой.

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море,

Нашу землю,

Наше небо сторожат.

С. Маршак

Проверим нашу работу. Какой фишкой вы накрыли весенние праздники? (Синей.)

Какой фишкой вы накрыли зимние праздники? (Зеленой.)

Какие это праздники? (Новый год, День защитника Отечества.)

Какой фишкой вы накрыли осенний праздник? (Красной.)

VIII. Подведение итогов урока

Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик - отвечать на них.

(Учитель передает куклу желающим.)

О каких праздниках мы говорили на уроке?

Какой праздник вы особенно любите?

Сделаем вывод. Календарь напоминает нам о важнейших событиях в жизни нашего Отечества, помогает нам почувствовать себя гражданами единой страны - России.

2. Выполнить задание 4 (с. 29) в рабочей тетради.

3. Понаблюдать за погодой в октябре в течение одной недели. Результат занести в таблицу в рабочей тетради на с. 39, используя условные знаки на с. 25.

В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология - наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение), предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники в Типиконе обозначаются знаком . К великим праздникам относятся все неподвижные двунадесятые праздники, а также пять недвунадесятых: Обрезание Господне (1 января ст. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.), апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.), Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.).

Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:

  • малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
  • 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;

В православной богослужебной эортологической системе к средним праздникам Месяцеслова относятся бденные и полиелейные праздники, которые обозначаются соответственно как крест полуокружен - , и крест един точию - .

При знаке бдения в седмичные и субботние дни, по Типикону, совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. Отличия касаются, в основном, двух элементов богослужения. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма.

При знаке полиелея в седмичные дни и в субботу, согласно Уставу, совершаются следующие службы суточного круга:

  • великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • полиелейная утреня;
  • 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

К малым праздникам Месяцеслова относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками - три точки несовершенно окружены, красен вид имущие - , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие - . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:

  • вседневная вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • вседневная полунощница (в субботу - субботняя полунощница);
  • вседневная утреня (при совершении славословной службы - утреня с великим славословием);
  • 1-й, 3-й и 6-й трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Рассматривая порядок служб при разных знаках праздников Месяцеслова, следует отметить постепенное возрастание степени торжественности богослужения от малых праздников к великим, что достигается путем совершения более торжественного вида служб, а также через изменение структуры суточного богослужения и введение в состав чинопоследования праздничных элементов.

Так называемая славословная служба , или служба с великим славословием зачастую воспринимается как будничная: не совершается всенощное бдение, вечерня служится вседневная, а на утрене не поется полиелей и не читается Евангелие. Однако можно со всей уверенностью сказать, что такое впечатление является ошибочным. С точки зрения Устава, славословная служба относится к торжественным богослужениям, правда, торжественность ее, говоря языком эмоционального восприятия, не такая «прямолинейная», как у полиелейного богослужения, а скорее более «мягкая» и «прикровенная». Характерной и уникальной чертой славословной службы является ее динамичность, интенсивное нарастание «праздничности»: от вседневной вечерни без входа с кадилом и паримий до торжественного окончания утрени пением великого славословия, как это бывает на всенощном бдении. Достаточно окинуть взглядом праздники, в которые Уставом назначается славословная служба, чтобы удостовериться в том, что Типикон рассматривает данный тип богослужения в качестве важной составляющей литургической структуры годового цикла. Суббота Акафиста и Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и двунадесятых праздников, Собор Богородицы, Понедельник Святаго Духа, Начало Индикта и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня - это неполный перечень славословных служб, без которых церковный год выглядел бы значительно менее ярким и насыщенным.

Обычный для седмичных дней порядок служб суточного круга сохраняется, как можно заметить, и при совершении полиелея. Торжественность богослужению придается за счет совершения более праздничного вида служб: вместо вседневной вечерни совершается великая, вместо вседневной или славословной утрени - полиелейная. После великой вечерни, по мысли Устава, должна быть трапеза, за которой следует малое повечерие - последняя служба перед сном. Первая служба после ночного отдыха - полунощница, далее следуют утреня, часы и Литургия.

Совершение же всенощного бдения вносит значительные изменения в суточный богослужебный круг. Вообще, ночное время в православной аскетике считается наиболее подходящим для молитвы, поэтому-то наш Устав, вобравший в себя многовековую богослужебную традицию православного монашества, почитает самые торжественные дни года совершением в честь них всенощной службы - продолжительного многочасового богослужения в течение ночи. Таким образом, всенощное бдение являет высшую степень праздничности, какая только возможна в православном богослужении.

Поскольку бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, должно начинаться, согласно предписаниям Устава, «по еже заити солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца (см. Типикон, гл. 2-я), в обычное время вечерней молитвы (после 9-го часа, т. е. по нашему счету времени - около 3-4 часов пополудни) совершается малая вечерня. Таким образом, в составе суточного круга появляется дополнительная служба, призванная восполнить отсутствующую на своем «обычном» месте (т. е. перед закатом солнца) вечерню.

С другой стороны, повечерие и полунощница, которые совершаются в обычные дни между вечерней и утреней, при наличии всенощного бдения опускаются. Связано это с тем, что данные службы, по мысли Устава, выполняют функцию молитв «на сон грядущим» и утренних молитв. Такое значение этих служб подтверждается предписанием нынешней богослужебной традиции, согласно которой в дни Светлой седмицы утреннее и вечернее келейное правило, а также повечерие и полунощница, одинаково заменяются пасхальными часами. В случае, когда совершается бденная служба, ночной отдых не подразумевается, поэтому, с точки зрения уставной логики, совершение повечерия и полунощницы не обязательно.

Систему праздников Месяцеслова и состав служб суточного круга при них можно представить следующим образом в виде сводной таблицы.

Службы и их тексты без знака двух малых святых
Название службы

Полиелейная

Славословная

Шестеричная

Без праздничного знака

Праздник
Малая вечерня
Всенощное бдение
Тип вечерни

вседневная

Кафизма на вечерне

Блажен муж…

Стихиры Минеи на Господи воззвах

на 6 или на 8

(Октоиха: 3) Минеи на 3

на 6: св.1 на 3 св.2 на 3

Вход с кадилом
Паримии
Лития и стихиры на литии
1-я стихира на литии

праздника

храма (потом праздника)

Стихиры на стиховне

Октоиха (в Минее может быть песнопение на Славу)

Благословение хлебов
Заупокойная лития после вечерни
Повечерие и полунощница
Тип утрени

полиелейная

славослов-ная

вседневная

Малые ектении по кафизмах
Седальны по кафизмах
Полиелей, седален по полиелее, степенна, прокимен, Евангелие, стихира по 50 пс.
Каноны

ГДЗ по окружающему миру из рабочей тетради за 2 класс 1 часть авторов Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю. — программа Перспектива представлены на данной странице. Надеемся они помогут при подготовке домашней работы.

ГДЗ по окружающему миру — 2 класс — рабочая тетрадь — 1 часть — авторов: Плешаков А.А. и Новицкая М.Ю.

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области .

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья.

4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ .

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.


Красная площадь в Москве

Мы — жители вселенной

Страница 6 — 7

1. Представь, что ты любуешься окружающим миром. Нарисуй, две картины. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.



Запиши определение.

Вселенная - это весь мир: звезды, планеты, спутники.

3. Узнай по описанию небесные тела и впиши их названия в клеточки.

  • Раскалённые небесные тела, излучающие свет — 6 букв.
ЗВЕЗДЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг Солнца. Не излучают собственного света — 7 букв.
ПЛАНЕТЫ
  • Холодные небесные тела. Обращаются вокруг планет — 8 букв.
СПУТНИКИ

4. Подпиши названия планет с помощью учебника или самостоятельно.

Наш «Космический корабль» — Земля

Страница 8 — 9

1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.

Земля — наш космический корабль

2. Заполни пропуски в тексте.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт . Граница этой поверхности получила название линия горизонта .

3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.

4. Практическая работа «Компас».

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.


*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.

2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.

Как пользоваться компасом - Положи компас на ровную горизонтальную поверхность. - Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. - Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный - с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. - Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света.

4. Допишите.

Компас - это прибор для определения сторон горизонта.

5. Разгадай кроссворд.

  1. Модель Земли (глобус ).
  2. Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс ).
  3. Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс ).
  4. Огромные водные пространства на Земле (океаны ).
  5. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки ).

6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.


Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.


Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы».
1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая "быстрая" стрелка на часах - секундная стрелка. Самая "медленная" стрелка на часах - часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы - это прибор для измерения времени.

Сутки и неделя

Страница 14-15

1. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены дня и ночи.


2. Вырежи детали из приложения собери схему аппликацию.


3. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Сутки - это время от одного восхода солнца до другого.

4. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности, начиная с понедельника.


5. Вспомни интересные события, которые происходили в твоей семье в воскресенье. Напиши рассказ об одном из них.

Однажды в воскресенье мы с семьей поехали на природу. С собой мы берем резиновую лодку, палатку и другие туристические принадлежности. Целый день на свежем воздухе с папой мы ловим рыбу, а мама варит уху. Это был замечательный день.

Моя неделя

Страница 16 -17

Составь фоторассказ о твоей жизни за неделю. Придумай подписи к фотографиям. Запиши, как ты оцениваешь прошедшую неделю и почему.





Футбол Моя неделя была отличной. Я узнал много нового, интересного в школе, и хорошо отдохнул в выходные.

Месяц и год

1. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


2. В течение месяца проведи наблюдения за Луной. Постарайтесь увидеть новолуние, «рост» Луны, полнолуние, «старение» Луны. Нарисуйте, как выглядит Луна в разные дни. Под рисунками запишите даты наблюдений.


Фазы Луны: «рост» Луны, полнолуние, «старение» луны и новолуние

3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению изменения облика Луны.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Год - это время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.

5. Пронумеруйте месяцы в правильной последовательности, начиная с января.


Времена года

Страница 20-21

1. Придумай рисунки-символ для четырёх времён года. Нарисуй их в правильной последовательности, начиная с весны. Подпиши названия времён года.

2. Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.


3. Нарисуй картинку к вашему сказочному объяснению смены времён года.


4. Запиши определение.

Явления природы - это все изменения, происходящие в природе.

5. Приведи по 2-3 примера сезонных явлений.

Весенние явления : снеготаяние, половодье, капель. Летние явления : радуга, град, зарницы. Осенние явления : туман, дождь, слякоть. Зимние явления : снегопад, пурга, вьюга. Подробнее о природных явлениях читайте в статье: явления природы .

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

Десть градусов тепла - +10°C десять градусов мороза - -10°C ноль градусов - 0°C шесть градусов выше нуля - +6°C шесть градусов ниже ноля - -6°C

Запиши словами:

5°C - пять градусов тепла. -7°C - семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

5) Запиши определение.

- это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать.
3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Погода - это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Страница 26 — 27

1. Рассмотри, как устроена страничка отрывного календаря. По ее образцу оформи справа страничку календаря «Мой день рождения».

Придумай устный рассказ о себе для оборотной странички календаря.

2. Подпиши названия времён года в центре календарного круга. Раскрась подходящими цветами каждую часть круга, выделенную красными линиями. Объясни (устно), почему тобой выбраны именно эти цвета для каждого из сезонов.

3. Определи по календарному кругу, на какие месяцы приходятся дни рождения твоих близких. В рамках запиши их имена. А в кружках обозначь числа семейных праздников.

4. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь ответы в Приложении.

Дней прибывает, Двенадцать братьев А сам убывает. Друг за другом ходят, (Отрывной календарь) Друг друга не обходят. (Месяцы)

Красные дни календаря

Страница 28 — 29

1. Придумайте знак праздника. Нарисуйте его в рамке.

12 июня — День России
22 августа — День Государственного флага Российской Федерации
1 сентября — День знаний
5 октября — День международный день учителя
4 ноября — День народного единства
12 декабря — День Конституции Российской Федерации
1 января — Новый год
23 февраля — День защитника Отечества
8 марта — Международный женский день
1 мая — День весны и труда
9 мая — День Победы

2. Подбери и наклей фотографию празднования одного из красных дней календаря (по своему выбору). Придумай к ней подпись. Можно использовать фотографии из журналов.


Народный календарь

Страница 30 — 31

1. Прочитай народные приметы.

  • Если голос раздаётся далеко — к хорошей погоде; если голос слышится глухо, у самой земли — будет дождь. (Чувашская примета).
  • Если волосы на голове стали влажные и мягкие, будет дождь. (Сербская примета).

Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления? Ответь устно.

Помогают наблюдать описаные явления органы слуха и осязания.

2. Запиши приметы народов своего края о походе на основе наблюдений:

а) за явлениями в мире неживой природы:

  • Солнечные лучи струятся вниз пучками – к дождю.
  • Если звезды в тумане — к дождю.
  • Солнце сильно печет и природа затихла – к грозе.
  • Если в октябре звезды яркие — к хорошей погоде.
  • Если облака редкие, то будет ясно и холодновато.

б) за растениями:

  • Если утром травы густо покрывает роса, день выдастся погожим.
  • Если весной береза соком делится сполна, следует ждать дождливое лето.
  • Хороший урожай щавеля к тёплой зиме.
  • Цветение черёмухи к похолоданию.
  • Если в солнечный день соцветие одуванчика вдруг начало сжиматься, природа готовится к дождю.

в) за поведением животных:

  • Утки и куры сбиваются в стайки к затяжному дождю.
  • Ласточки прячутся под крышу к буре.
  • Если кошка чешет за ушком – быть снегу или дождю.
  • Бараны и овцы толкаются лбами – быть сильному ветру.
  • Зайцы подбираются поближе к человеческому жилью – к суровой зиме.

Постарайся проверить правильность этих примет в течение года.

3. Рассмотрит старинные календари народов России. Попробуй объяснить (устно), как они помогают следить заходом времени.


Русский календарь из мамонтовой кости позволял отследить важные природные события, чтобы знать, когда прилетают птицы, когда начинать заниматься собирательством и когда можно начинать охоту. Плюс это было прообразом солнечного и лунного календарей. По нанесенным на календарь черточкам наши предки определяли время года, даты праздников, время сбора урожая и прочее. Деревянный календарь народов эвенки также позволял отслеживать важные события, время проведения обрядов, праздники по нанесенным на календарь точкам.

4. Вообрази, что ты живёшь на необитаемом острове. Придумай приспособление, которое поможет считать дни, недели, месяцы в году. Нарисуй схему этого приспособления.

На необитаемом острове не так уж множе вещей, из которых можно соорудить прискособление для того, чтобы считать дни, недели, месяцы в году. Это может веревка, на которой с помощью узелков можно считать дни, недели и месяцы в году.


Экологический календарь

Страница 32 — 33

1. Найди в учебнике и запиши определение.

2. Нарисуй картинку на тему «Наш волшебный Зелёный Дом».

3. Впиши в таблицу даты экологических дней с помощью текста учебника. Придумайте рисунки-символы и нарисуйте их в таблице.

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья — это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна. Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины — желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез — в октябре; у лип — в сентябре; у кленов — в сентябре; у тополя — в ноябре; у осины — в сентябре; у калины — в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков).

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца — личинка — стрекоза. Яйца — гусеница — куколка — бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги «Зелёные страницы! или «Великан на поляне» (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной — дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди — белка, сойка, мышь. Рябина — дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида — Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки: