Презентация к уроку "защита отечества" курса "основы православной культуры". Открытый урок по ОПК "Защита Отечества" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему Нельзя грабить местных жителей

Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В. Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока : Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Введение в тему урока: Учитель: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И Преподобный Сергий в ней. Учитель: -Как вы думаете,о чем мы сегодня поговорим на уроке, какие ключевые слова вы услышали в этом отрывке? Дети: -Отечество мое, Россия, Святая Русь, непобедимая Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Защитники Отечества»,мы поговорим о людях, которые мужественно и самоотверженно защищали Русь, о святых защитниках Родины. 3.Основная часть урока. Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. -А как, по-вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель: Христос учил прощать. Можно простить свою обиду,а если обижают сестренку, маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит и гнев бывает напрасным,а бывает уместным,а война справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война бывает справедливой? 1 слайд За терпение и веру Господь исцелил Илью Муромца от болезни, стал он защитником Руси святой и веры нашей православной. Одержав победы во многих поединках,в конце концов стал монахом.

Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей)

2слайд

Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия «Ступай с Богом! Ты победишь». Рассказ ученика о Куликовской битве:

В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон.

Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой.

Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.

Учитель:

В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайд

Православная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Ученик:

Бородино…Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны-,

Защитники России, патриоты,

Отечества любимые сыны.

4 слайд

Молебен перед Бородинской битвой

Учитель:

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.
Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.

Федор Ушаков – святой адмирал

Учитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Учитель: Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне? Подтвердите свой ответ историческими примерами из текста учебника на странице 90.
4.Подведение итога урока.Учитель:-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ?( Защита Родины, справедливая война, несправедливая война.) - Как должен вести себя воин:с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными,со стариками? -Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? 5.Домашнее задание: Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит? Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны» На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
    Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.


Методические рекомендации
Урок 28 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Защита Отечества (с. 88-91)
Место проведения урока: МОБУ «СОШ №2» г. Дальнегорск. Класс – 4.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с понятиями «святые защитники», «справедливая война»; научить видеть смысл справедливой войны.
Рекомендации: уделять особое внимание не только информативной стороне урока (когнитивным процессам), но и:
ценностно-смысловой и эмоционально-чувственной.
ясно понимать педагогическую цель урока и вести урок к соответствующему результату.
внимательно реагировать на смысловой контекст высказываний (собственный и учащихся), дабы не уходить от содержания базовых национальных ценностей.
Ценностно-смысловая схема урока:
Содержательные единицы урока Базовые национальные ценности, задающие смысловое поле содержания
Проверка домашнего задания Рассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе.
2.Актуализация знаний «Быть человеком – значит быть патриотом». «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть». «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».
Смысловой вывод, к которому нужно подвести учащихся: получим знания о том, как в православной культуре относятся к войне.
3.Объяснение нового. Знакомство с понятиями «война», «справедливая война», «Защитники Отечества». Война́ - конфликт между политическими образованиями. Справедливая война– война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Защитники: Женя Табаков, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Фёдор Ушаков, Евгений Родионов. Все действия защитников имели главную цель – защита Родины, родных, веру.
Вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Самый лучший исход войны – это договориться и не допустить кровопролитие.
4.Включение в систему знаний. Соединяют слова и проверяют.
Я могу простить обиду.
Я могу защитить сестрёнку.
Я могу защитить мою Родину.
Я не должен отомстить за себя.
Я должен вступиться за сестрёнку, за Родину.
Вывод: военные действия, которые допускает христианская культура – защита Родины, родных, веру. Война должна носить оборонительный характер.Домашнее задание: - Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу» Вспомните святые имена: Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб.



Приложение 1 (этап 5)
Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и так далее, - происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны - собственное выживание или уничтожение противника.
Справедливая война (Аристотель и Цицерон) – война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Аристотель считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора.
Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору.
Святой Раймунд из Пентифорта сформулировал пять условий для признания войны справедливой:
целью войны должна быть защита «достояния»;
лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха)
война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить.
Приложение 2 (этап 5)
«Сюжетная таблица» (для заполнения)

Женя Табаков Дмитрий Донской Александр Невский Александр Невский Илья Муромец Фёдор Ушаков Евгения Родионова Приложение 2.1.
«Сюжетная таблица» (эталон)
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Женя Табаков Напал на мужчину с ножом 28 ноября 2008 г. г. Ногинск -9.
У себя в квартире.
Защищал свою сестру.
Дмитрий Донской Война с монгольским ханом Мамаем 1380 г. Куликово поле, вблизи Москвы Защищал Отечество
Александр Невский Война со шведами и немецкими рыцарями 1240г.,
1242г. На реке Неве,
на Чудском озере Защищал Отечество
Александр Невский Переговоры с монгольским ханом, 1262 г. Орда Спасение жизни воинов
Илья Муромец Воин, разведчик, уничтожал вражеские посты. XI-XII вв. Киев Защищал Отечество от монгольского ига
Фёдор Ушаков Морские сражения 18-н.19 вв. Русские морские пути Защищал Отечество, одерживал победы, не отдал в плен ни одного матроса, причислен к лику святых
Евгения Родионова Убит чеченцами 1996г. Бамут Остался верен своей православной вере
Илья Муромец
Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.
Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.
Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности. Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.
Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году.
На первую свою войну добрый молодец Илья отправился в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома.
Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.
В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям».
Обязанность телохранителя Святослава принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.
Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.
Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.
Фёдор Фёдорович Ушаков- русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790-1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798-1800)
Участвовал в сражениях:
Русско-турецкая война 1787-1791 годов
Бой у острова ФидонисиКерченское морское сражение
Сражение у мыса ТендраСражение у мыса КалиакрияДействия в Средиземном море
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
С 1802 года командовал Балтийским гребным флотом, а с 27 сентября 1804 года являлся начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. В 1807 году уволен в отставку с мундиром и пенсией. В 1810 году поселился в приобретённой им д. Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности.
В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков
Евгений Родионов
«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», - говорится в обращении к Святейшему.
Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.
С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.
Его мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.
Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.
- В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом, - рассказал Маленко. - Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.
Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».
- С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии, - сказал он. - Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов - герои России.
Приложение 3 (этап 8) Прочерти правильные ответы из этих слов:
47205901298575себя
00себя
4720590147955сестрёнку
00сестрёнку
26479501809115отомстить за
00отомстить за
26479501321435вступиться за
00вступиться за
2647950757555защитить
00защитить
2647950170815простить обиду
00простить обиду
9791701306195должен
00должен
979170742315не должен
00не должен
979170193675могу
00могу

472059088265мою
00мою
-4953042545Я
00Я

4720590208280Родину
00Родину

Приложение 4 (этап 9)



на своем компьютере.
Проверка домашнего заданияРассказ о своей семье, чем она вам дорога, что вас объединяет, какие трудности радости вы делите вместе. О чём высказывания?«Быть человеком – значит быть патриотом»«Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть».«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими». Война Мир Защита Отечества28 урок ОРКСЭ (модуль ОПК) План.- Где можно узнать об отношение христиан к войне?- Кто из христиан считается защитником?- Какими качествами должен обладать защитник? - Какую войну допускают в Православии? Справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить. Защитники Отечества1 группа – Женя Табаков (учебник с.88)2 группа – Дмитрий Донской (учебник с. 90)3 группа – Александр Невский (учебник с.91)4 группа – Илья Муромец (раздаточный материал).5 группа – Фёдор Ушаков (раздаточный материал, учебник с.91)6 группа – Евгений Родионов (раздаточный материал). Евге́ний Евге́ньевич Табако́в (6 марта 2001 - 28 ноября 2008) Дмитрий Донской Александр Невский Илья Муромец



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:


Л3, Р1,2,3;П7;К3
- Мы узнали о защитниках Отечества. Ответили на вопрос, почему воины, тоже становятся святыми земли русской.
10. Домашнее задание. Индивидуальная работа.
Слайд 5/2ч.
- Поработать над вопросами с. 91. Продолжить «сюжетную таблицу»
Вспомните святые имена?
Преподобный Сергий Радонежский,
Архангел Михаил, апостол Андрей Первозванный, равноапостольный великий князь Владимир, Георгий Победоносец, благоверный великий князь Игорь Черниговский, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, страстотерпцы князья Борис и Глеб. Л 3, Р3, П6,7, К2

Основы православной культуры

Защита Отечества – святой долг россиянина

Русская православная церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушалась войнами. Практически, почти половина из тысячелетия христианства на Руси нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже своих врагов. Но нельзя прощать врагов, посягающих на жизнь твоих близких, друзей, на твою веру и веру твоих предков, разоряющих твой дом.

Один из главных православных долгов – это защита Отечества, православной веры.

Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторглись в пределы Руси, разбил орден тевтонских рыцарей, которые мечом и огнём насаждали католическую веру.

Князь Александр невский – великий миротворец. Князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал отряды монгольских завоевателей.

На переговорах он одержал одну из величайших своих побед, - хан отказался от войны с Новгородом, и тысячи жизней были спасены.

Князь Александр причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. Его именем назван величайший монастырь – Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу.

За советом князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь. Сергей Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития. Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Тогда святой Сергий благословил князя и монахов Пересвета и Ослябю на святой бой.

Воин-христианин верит, что душа бессмертна, поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом.

Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. В морских сражениях не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. В последние годы жизни он поселился рядом с Санаксарким монастырём в Мордовии и в молитве провёл последние годы жизни.

Валентин Войно-Ясиневский стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена учёная степень доктора медицинских наук. Решив лечить не только тело, но и душу, он стал священником – монахом Лукой.

Началась Великая Отечественная война. Все христиане хорошо знают слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за ближних своих.

В годы Великой Отечественной войны он спас жизни сотен раненых бойцов, а после Победы был удостоен очень высокой награды – стал лауреатом Государственной премии СССР.

Нас всех объединяет любовь к своей семье, к друзьям, к малой и большой Родине, к нашей России.

Любовь – основа нашей жизни. Мы любим свою Родину, уже за то, что она у нас есть. Служат своей Отчизне и воины священники. Любовь – это служение.

Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины.

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

Учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль « Основы православной культуры».

Тема: « Защита Отечества».

Учитель истории:

Цыганова Л.А.

Тема урока: «Защита Отечества».

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

    Предметные:

    познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.

    проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;

    представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.

    Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).

    Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.

    Коммуникативные УУД:

    Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).

    Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

    Регулятивные УУД:

    Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», Богатырская», «Песня о любви». Мальчик читает стихи, одет в одежду витязя.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II. Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия).

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня, мы будем путешествовать.

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа.

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы ? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова.

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V . Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны?

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны?

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI . Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце.

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VIII . 1. Продолжение защиты проектов.

Ребята подготовили сообщение о Александре Невском.

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову.

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища.

(Отрывок из фильма «Александр Невский»).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского.

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена?

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву.

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме русского богатыря).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

    Проблемная ситуация.

 В нашем учебнике по основам православной культуре не раз упоминаются слова Иисуса Христа о прощении. Он учил любить даже врагов. Говорил, что нужно подставлять левую щеку, если тебя ударили в правую.

 Как же тогда понять поступок Пересвета? В сюжетe мы увидели его в монашеском облачении, значит, он искренне верующий человек. Почему же он нарушает такую важную заповедь, данную Богом?

Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)

Я хочу показать вам небольшой отрывок из одного мультипликационного фильма. Возможно, он поможет нам во многом разобраться.

 Кто уже знаком с этим фильмом? Кого вы узнали? Кто эти люди?

 В какую минуту мы увидели Пересвета? О чём его размышления? О чём сожалеет этот человек?

(о нарушении заповеди: не убий!)

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча.

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX . Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.)

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X . Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

X I . Рассказ учителя.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля».

X II . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

Вывод:

 Вернемся к главному вопросу нашего сегодняшнего разговора: нарушается ли православным воином заповедь: не убий! во время военных действий? Почему?

X III . Домашнее задание.

Дети получают творческое задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов - Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

8. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)

Приложение.