Потерянные сокровища: как большевики распродали бесценные произведения искусства из Эрмитажа и Кремля. — Какими путями эти ценности уходили из страны

В частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия

В книге, которая вышла в свет в Москве на прошлой неделе (дек. 2000), с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства".

Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж"...
..
..
Самое старое в мире издание "Нового Завета", меблировка целых дворцов, иконы, шедевры импрессионистов тоже стали добычей большевиков, выбросивших все это на международный рынок произведений искусства в 20-30-х годах. Но вследствие невысокого спроса на антиквариат и художественные ценности Советский Союз, несмотря на то что на продажу выставлялись редчайшие вещи, сумел получить за все это смешные деньги.

Николай Ильин, один из издателей книги "Распродажа российских сокровищ", говорит: "Это было абсурдно. Они продавали все эти сокровища, чтобы купить трактора, но это почти не сказывалось на государственном бюджете". Среди редких вещей, раскупленных западными коллекционерами — свадебная корона Императрицы, картины Рембрандта, Ботичелли, Кранаха-старшего, Сезанна, Ван Гога, Пуссена и Дега, иконы ХV-ХVI столетий.

Британский музей получил Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) — Евангелие, датирующееся IV в. от Р.Х., рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Яйца Фаберже уехали из Советского Союза и стали частью собрания Королевской семьи. На одном из них — мозаичном Пасхальном яйце из платины, золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов — есть эмалевый медальон с профилями Императрицы и Детей последнего Царя, убитого в 1918 г.

Продажа была задокументирована в академических монографиях, но новая книга является первым исследованием этой темы. Многие из картин, изъятых из Эрмитажа и проданных в 30-х годах, были куплены Екатериной Великой, Царем Александром Первым и другими коллекционерами. Некоторые провели в России лишь несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад…

Сначала коммунистические лидеры оправдывали разграбление церквей тем, что священники, по их словам, должны были помочь им победить голод, разразившийся в России после революции. Однако в частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия. Троцкому не терпелось скорее начать продажу художественных сокровищ за границу, он беспокоился, что неминуемые революции в Западной Европе приведут к падению цен на рынке антиквариата.

Торопясь разжиться за счет церковной собственности, чиновники плавили золотые рамки икон и выковыривали из них драгоценные камни, в то время как неповрежденными эти произведения искусства можно было бы продать дороже. Codex Sinaiticus оказался в Великобритании лишь благодаря быстрой реакции одного заезжего любителя книг, заметившего его в одной из московских библиотек. Он сказал своему советскому опекуну: "Если она вам не нужна, я мог бы неплохо продать ее в Лондоне".

Самым захватывающим эпизодом распродажи стало разграбление музея Эрмитаж в Ленинграде. Некоторые из наиболее ценных полотен были тайно проданы западным коллекционерам. Нефтяной магнат Калуст Гулбенкян, принявший британское подданство, решил, что мог бы получить монополию на покупку всех полотен старых мастеров Советского Союза.

На его потеснил Эндрю Меллон, министр финансов США, который не усматривал никакой непоследовательности в том, чтобы, публично выступая против торговли с Советским Союзом, тайно купить 25 шедевров Эрмитажа. О его лихорадочном шопинге стало известно только в 1934 г., когда Меллону предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Большая часть картин, проданных ему Советским Союзом, в конце концов, были переданы в Национальную художественную галерею в Вашингтоне.

Арманд Хаммер, любимый капиталист Советского Союза, выступил в роли посредника, продавая от имени Москвы антиквариат в американских универмагах. Симпатизировавший Хаммеру советский режим в 70-х гг. подарил ему картину Малевича. Вскоре после этого бизнесмен перепродал эту работу за 1 миллион немецких марок."

9.12.2000

Маркус Уоррен
Daily Telegraph

***

Как большевики распродавали страну

Большевики с размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности — об этом давно известно. Hо мало кто представляет себе истинные масштабы этой распродажи. С искусствоведом Hатальей Семеновой, попытавшейся составить список утраченного, встретилась корреспондент "Власти" Татьяна Маркина.

— Все считают, что наша книга — это политический проект. Но, на мой взгляд, он лишен политических амбиций. Наша задача — не давать оценки, а предоставить читателю максимум материала для размышления. Я горжусь, что в библиографии книги не пропущено ни одной публикации, где есть хоть строчка о "сталинских распродажах".

— Прочитав книгу, невозможно не изменить отношения к некоторым личностям. Ладно Горький, возглавлявший комиссию по отбору ценностей на продажу. Но меня поразил знаменитый художник и искусствовед Игорь Грабарь, выступивший в роли инициатора продажи за рубеж икон...

— После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки Рембрандтов казалась пустяком. "Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем",— писал график-конструктивист Петр Митурич. "Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни",— вторил ему разрушитель традиционной живописи Казимир Малевич. Весной 1919-го был издан декрет "О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения". Частные лица не могли их вывозить: государство оставило это право за собой. И продавало — целыми дворцами: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Детском (Царском) Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей целиком готовили к отправке в Америку.

Шла речь о продаже Эрмитажа — к лету 1929 года две тысячи полотен из Эрмитажа были намечены к реализации.

— Можно ли теперь найти следы проданного?

— В нашей книге приведен далеко не полный перечень проданных шедевров. В основном мы взяли живопись из Эрмитажа, по которой есть документы. А ведь масса предметов, особенно церковных, ушли за границу без всяких описей. Если в зарубежном музее видишь икону или церковное серебро почти наверняка из проданного, из России: до революции русским церковным искусством за границей мало кто интересовался.

— Западные музеи чинили вам какие-нибудь препятствия?

— Музеи — нет. Единственный, кто поначалу испугался, это аукционный дом Christie’s : решили, что мы хотим обвинить их в нелегальной продаже произведений искусства. В 1926 году часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу — 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie s , который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец Императрицы Александры Федоровны. Тем не менее эти торги были вполне официальными: санкцию давало советское государство.

— А с российскими музеями были проблемы?

— Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский работать с архивом нам не позволил — он сам публикует свои материалы. Hо я ему за это даже благодарна: мы бы там закопались. Потом оказалось, что в питерском ГАЛИ есть документы, касающиеся эрмитажных распродаж. Ими мы и воспользовались. Директор ГМИИ Ирина Антонова нас тоже не пустила в архив — у них он до сих пор закрыт для исследователей. Я сама там когда-то работала и знаю, что и документы там есть, и картины оттуда продавались, хотя не так много, как из Эрмитажа. К счастью, цены на импрессионистов, хранившихся в Музее нового западного искусства и попавших впоследствии в ГМИИ, были тогда на Западе невысоки. Ирина Антонова мне сказала: "Пока музей сам не опубликует, ничего не дам даже посмотреть". Это обидно.

Другие музеи сами не знают, что из их коллекций продавалось. В некоторых есть документы, в музее-усадьбе "Архангельское" например, но ими никто не занимается.

Если кто-то решит продолжать нашу работу, поле деятельности огромно.

— В предисловии к книге Михаил Пиотровский утверждает, что благодаря "сталинским распродажам" СССР получил доступ к западным оборонным технологиям и смог подготовиться к войне.

— У Пиотровского свой взгляд на многие проблемы. Здесь я с ним не согласна.

Подсчитано, что доход от всех этих продаж составлял не более процента валового дохода страны. Можно было продать побольше пеньки и лаптей — и получился бы тот же результат.

— Может быть, вырученные деньги терялись в кармане советских чиновников?

— Коррупции не было в то время, был только страх. Это была политическая, а не экономическая акция. Ведь был мировой кризис, цены падали, а мы продолжали продавать свои культурные ценности за копейки. "Наступление пролетарской революции в Европе совершенно застопорит рынок ценностей. Вывод: нужно спешить до последней степени",— писал Лев Троцкий в 1924 году.

— Делят ли с большевиками ответственность за грабеж те, кто скупал произведения искусства?

— Это были разные люди. Арманд Хаммер — просто демоническая фигура: мне рассказывали, что с ним было страшно находиться в одной комнате. Он поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) — вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых" (кстати, не имеющих к Царскому Дому никакого отношения) в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.

Совсем другой человек — министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея — один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства.

Hефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне.

"Юдифь" ему не отдали, а все остальное господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам (около 200 тыс. фунтов стерлингов). И вдобавок трех Рембрандтов, Терборха, Ватто.

— Можно ли вернуть утраченное Россией?

— Разговор о том, чтобы выкупить или как-то иначе вернуть эти шедевры, пустой.

И потом, сегодня независимо от того, в каком музее мира находятся картины, их можно увидеть — через Интернет, например, или просто поехать и посмотреть. Они открыты. Hаше крики "Давайте все вернем!" пугают западных коллег. Можно было бы сделать великолепную выставку проданных сокровищ. В Европе, но не в Москве, потому что сюда их никто не даст: нас боятся и нам не доверяют.

Искусство на вес

В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Hо продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было.

Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. Hа покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств — несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.

Подписи:
Драгоценности российской короны в 1923 году. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре

Фаберже. Пасхальное яйцо "Коронационное" продано из Оружейной палаты в 1927 году. Впоследствии приобретена журналом Forbes .

Икона "Чудо св. Георгия о змие" (XVII век). Продана из Третьяковской галереи. Сейчас в частной коллекции

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Елены Фурмен". Продан из Эрмитажа в 1929 году. Сейчас в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Тициан. "Венера перед зеркалом". Продана из Музея изящных искусств Эндрю Меллону. Сейчас в Hациональной галерее искусства. Вашингтон.

Ян ван Эйк. "Благовещение". Продана в июне 1930 года Эндрю Меллону за $502 899. Сейчас в Hациональной галерее искусства, Вашингтон.

Антуан Ватто. "Меццетен". Продан из Эрмитажа в мае 1930 года. Сейчас в музее Метрополитен, Hью-Йорк

Художественная коллекция министра финансов США Эндрю Меллона оценивалась в $35 млн и в 1937 году перешла в собственность Hациональной галереи искусства в Вашингтоне. Шедевры этого собрания были приобретены из коллекции Эрмитажа.

Семенова Наталья

Семенова Наталья

Как большевики распродавали страну

Большевики с размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности - об этом давно известно. Hо мало кто представляет себе истинные масштабы этой распродажи. С искусствоведом Hатальей Семеновой, попытавшейся составить список утраченного, встретилась корреспондент "Власти" Татьяна Маркина.

Все считают, что наша книга - это политический проект. Hо, на мой взгляд, он лишен политических амбиций. Hаша задача - не давать оценки, а предоставить читателю максимум материала для размышления. Я горжусь, что в библиографии книги не пропущено ни одной публикации, где есть хоть строчка о "сталинских распродажах".

Прочитав книгу, невозможно не изменить отношения к некоторым личностям. Ладно Горький, возглавлявший комиссию по отбору ценностей на продажу. Hо меня поразил знаменитый художник и искусствовед Игорь Грабарь, выступивший в роли инициатора продажи за рубеж икон...

После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки Рембрандтов казалась пустяком. "Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем",- писал график-конструктивист Петр Митурич. "Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни",- вторил ему разрушитель традиционной живописи Казимир Малевич. Весной 1919-го был издан декрет "О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения". Частные лица не могли их вывозить: государство оставило это право за собой. И продавало - целыми дворцами: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Детском (Царском) Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей целиком готовили к отправке в Америку.

Шла речь о продаже Эрмитажа - к лету 1929 года две тысячи полотен из Эрмитажа были намечены к реализации.

Можно ли теперь найти следы проданного?

В нашей книге приведен далеко не полный перечень проданных шедевров. В основном мы взяли живопись из Эрмитажа, по которой есть документы. А ведь масса предметов, особенно церковных, ушли за границу без всяких описей. Если в зарубежном музее видишь икону или церковное серебро почти наверняка из проданного, из России: до революции русским церковным искусством за границей мало кто интересовался.

Западные музеи чинили вам какие-нибудь препятствия?

Музеи - нет. Единственный, кто поначалу испугался,

это аукционный дом Christie`s: решили, что мы хотим обвинить их в нелегальной продаже произведений искусства. В 1926 году часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу - 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie`s, который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец императрицы Александры Федоровны. Тем не менее эти торги были вполне официальными: санкцию давало советское государство.

А с российскими музеями были проблемы?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский работать с архивом нам не позволил - он сам публикует свои материалы. Hо я ему за это даже благодарна: мы бы там закопались. Потом оказалось, что в питерском ГАЛИ есть документы, касающиеся эрмитажных распродаж. Ими мы и воспользовались. Директор ГМИИ Ирина Антонова нас тоже не пустила в архив - у них он до сих пор закрыт для исследователей. Я сама там когда-то работала и знаю, что и документы там есть, и картины оттуда продавались, хотя не так много, как из Эрмитажа. К счастью, цены на импрессионистов, хранившихся в Музее нового западного искусства и попавших впоследствии в ГМИИ, были тогда на Западе невысоки. Ирина Антонова мне сказала:

"Пока музей сам не опубликует, ничего не дам даже посмотреть". Это обидно.

Другие музеи сами не знают, что из их коллекций продавалось. В некоторых есть документы, в музее-усадьбе "Архангельское" например, но ими никто не занимается.

Если кто-то решит продолжать нашу работу, поле деятельности огромно.

В предисловии к книге Михаил Пиотровский утверждает, что благодаря "сталинским распродажам" СССР получил доступ к западным оборонным технологиям и смог подготовиться к войне.

У Пиотровского свой взгляд на многие проблемы. Здесь я с ним не согласна.

Подсчитано, что доход от всех этих продаж составлял не более процента валового дохода страны. Можно было продать побольше пеньки и лаптей - и получился бы тот же результат.

Может быть, вырученные деньги терялись в кармане советских чиновников?

Коррупции не было в то время, был только страх. Это была политическая, а не экономическая акция. Ведь был мировой кризис, цены падали, а мы продолжали продавать свои культурные ценности за копейки. "Hаступление пролетарской революции в Европе совершенно застопорит рынок ценностей. Вывод: нужно спешить до последней степени",- писал Лев Троцкий в 1924 году.

Делят ли с большевиками ответственность за грабеж те, кто скупал произведения искусства?

Это были разные люди. Арманд Хаммер - просто демоническая фигура: мне рассказывали, что с ним было страшно находиться в одной комнате. Он поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) - вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых" (кстати, не имеющих к царскому дому никакого отношения) в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.

Совсем другой человек - министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея - один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства.

Hефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне.

"Юдифь" ему не отдали, а все остальное господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам (около 200 тыс. фунтов стерлингов). И вдобавок трех Рембрандтов, Терборха, Ватто.

Можно ли вернуть утраченное Россией?

Разговор о том, чтобы выкупить или как-то иначе вернуть эти шедевры, пустой.

И потом, сегодня независимо от того, в каком музее мира находятся картины, их можно увидеть - через Интернет, например, или просто поехать и посмотреть. Они открыты. Hаше крики "Давайте все вернем!" пугают западных коллег. Можно было бы сделать великолепную выставку проданных сокровищ. В Европе, но не в Москве, потому что сюда их никто не даст: нас боятся и нам не доверяют.

Искусство на вес

В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря - 384 бриллианта; из Оружейной палаты - золотого и серебряного лома 40 пудов. Hо продажа русских церковных ценнрусских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было.

Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. Hа покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств - несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.

Драгоценности российской короны в 1923 году. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре

По оценкам экспертов, ущерб советской казны от проданных большевиками за рубеж ценностей составил 50 миллиардов золотых рублей. За бесценок в Европу и США утекали бесценные произведения искусства, иконы и книги.


Яйца Фаберже

Непревзойденные произведения искусства, 36 драгоценных яиц русского ювелира Карла Фаберже почти все были проданы большевиками за границу. Показательна судьба одного из самых ценных экспонатов - яйца, подаренного императором Александром III своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1887 году.

Это яйцо изготовлено из золота и обильно украшено драгоценными камнями; его опоясывают венки из листьев и роз, инкрустированные бриллиантами, а дополняют всё это блистательное великолепие три крупных сапфира. Внутри спрятан швейцарский часовой механизм от мануфактуры Vacheron& Constantin. Во время революции подарок монарха был конфискован большевиками.

Однажды американский коллекционер увидел фотографию этого шедевра в старом каталоге аукционного дома Parke Bernet (сейчас Sotheby"s) за 1964 год. Согласно каталогу, раритет ушёл с молотка как простое ювелирное изделие, в качестве изготовителя которого значился некий «Кларк». Царский подарок был продан за смешные деньги - $2 450. Эксперты воспряли духом, так как стало известно, что яйцо в то время было в Великобритании, и вряд ли до сих пор вывезено за границы страны. Вероятнее всего, нынешние владельцы даже не подозревают об истинной ценности яйца. По оценкам экспертов, его стоимость сейчас составляет порядка 20 миллионов фунтов.

Ювелирные украшения уходили за границу стремительно. Одна только супруга американского после Марджори Пост стала владелицей 80 сокровищ из коллекции Фаберже.

В последние годы наметилась тенденция возвращения яиц Фаберже "на Родину". Сегодня в России 19 яиц Фаберже: 10 - в Кремле и 9 - у олигарха Виктора Вексельберга.

Алмазный фонд

За два месяца до расстрела царской семьи, весной 1918 года, на американской таможне были задержаны два контрабандиста, перевозившие в своих чемоданах ювелирные украшения Ольги Александровны, сестры Николая Второго. Эта "ручная кладь" была оценена в 350 тысяч рублей.

Сразу же после расстрела царской семьи началась уже вполне официальная распродажа драгоценностей императорского дома. Через 7 лет после революции, в 1925 году, по Европе стали ходить каталоги, хорошо изданные, иллюстрированные, с переводом на европейские языки, в которых были представлены ювелирные украшения из Алмазного фонда.

Нужно сказать, что большая часть украшений не пережила мятежные революционные годы, они были просто "раздербанены" на драгоценные камни, хотя тех, что сохранились, все же оставалось немало.

В ноябре 1926 года начались оптовые распродажи коронных бриллиантов. Они продавались в прямом смысле "в развес".

9 килограмм купил английский антиквар Норман Вейс, потратив на них 50 тысяч фунтов стерлингов (1,5 миллиона рублей). Антиквар сразу же перепродал их аукционному дому Кристи. Драгоценности были разбиты на 124 лота и были выставлены на торги уже в марте 1927 года. Самым ценным лотом был признан брачный венец последней русской императрицы Александры Федоровны, украшенный 1 535 алмазами старинной огранки.

Бриллиантовая диадема "Русская красавица" с жемчужными подвесками, которую заказывал лично Николай I в 1841 году, ушла с молотка за 310 фунтов стерлингов. Диадема "Русское поле" в форме венка из золотых и платиновых колосьев с россыпью алмазов и центральным желтым бриллиантом весом более 35 карат - была продана за 240 фунтов.Стоит ли говорить, что реальная цена этих драгоценностей исчислялась миллионами в любой валюте.

Картины

Распродажу шедевров Эрмитажа иначе как разграблением сложно назвать. Бесценные полотна Рембранта, Ботичелли, Ван Гога утекали за границу по бросовым ценам.

Министр финансов США Эндрю Меллон тайно купил 25 шедевров Эрмитажа. Об этом стало известно только в 1934 году, когда Меллона обвинили в уклонении от налогов (страшная для США статья!). Тогда ему пришлось расстаться с большей частью своей бесценной коллекции и передать её в Национальную художественную галерею в Вашингтоне.

Жадно вглядывался к картинным "сэйлам" СССР и британский нефтяной магнат армянского происхождения Галуст Гюльбенкян. Он даже хотел получить монополию на покупку всех полотен из коллекций советских музеев.

Книги

Хорошо известно, что большевики были не слишком щепетильны в вопросах библиографии. Старорежимные книги сжигались и распродвавались на вес. Среди них было множество по-настоящему бесценных изданий. В отличие от тех же украшений, чья ценность очевидна без серьезной экспертной оценки, книги стоимостью в миллионы долларов оказывались в библиотеках, магазинах старьевщиков и ломбардах просто по недосмотру и малограмотности населения. Множество антикварных книг разошлись по частным коллекциям европейских антикваров и библиофилов.

В 1933 году в Британском музее оказался Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) - Евангелие, датирующееся IV веком нашей эры, рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Старейшее издание Нового завета было продано за 100 000 фунтов стерлингов по личному распоряжению Иосифа Сталина. Деньги на покупку англичане изыскали за один день.

Иконы

Искусствовед Наталья Семенова в интервью "Коммерсанту" сказала, что почти наверняка, если вы видите в зарубежном музее или в зарубежной частной коллекции икону, можно не сомневаться, что её вывезли из России после революции. С иконами ситуация была особая. Генеральной линией партии было искоренение из людей "религиозных предрассудков", рушились церкви, их имущество хищническим образом разбиралось. Золотые оклады икон плавились и становились драгметаллом, самими иконами топили печи, множество же икон XV-XVI веков "ушло" за рубеж.

Изъятие икон у населения шло непросто. В Бюллетене ЦК партии от 1919 года приводится свидетельство, как в Тамбовской губернии крестьяне пошли на здание ЧК выручать конфискованную икону Вышинской Божией Матери: "Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: "Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем"... Страху уже в них не было никакого"...

О том, как распродавали главную сокровищницу страны, рассказывает историк искусства Надежда Данилевич.

Бриллианты в каблуках

— Появлению Гохрана предшествовал указ о конфискации имущества царя и всей императорской фамилии. Коронные ценности (большая императорская корона, дер-жава, скипетр, алмазная цепь Андрея Первозванного) к тому моменту были в Кремле: их перевезли из Петербурга в Москву ещё в 1914 г. А личные ценности императорской фамилии везли в Гохран из опустевших дворцов со всей страны. Какую-то часть сокровищ уцелевшим представителям дома Романовых удалось взять с собой за границу. Вывезла свой сундучок с драгоценностями мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Спасла свою богатую коллекцию и великая княгиня Мария Павловна: она долгое время отсиживалась в Кисловодске, где власть удерживали казаки, но в конце концов тоже была вынуждена эмигрировать. Несмотря на название, главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддерж-ку своей власти в разорённой стране. Другие государства не признавали Советы и не хотели ни торговать с ними, ни давать кредиты. В ход пошли императорские ценности.

— Какими путями эти ценности уходили из страны?

— Вывозили контрабандой, через дипкурьеров, агентов Ком-интерна. Известный факт: на таможне попался Джон Рид, автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир». Он прятал бриллианты в каблуках своих ботинок. Килограммами сокровища вывозили в Германию, где находилось Западноевропейское бюро исполкома Коминтерна. Его возглавлял авантюрист по кличке Джеймс, который в Гохране по записочке Ленина горстями брал бриллианты и набивал чемоданчик. А поскольку он не был эстетом, то выбирал камни на глазок, покрупнее. От золота принципиально отказывался: слишком громоздкое. Положить конец этому «гнилому делу» пытался Красин, возглавлявший Наркомат внеш-ней торговли. Его возмущало, что ценности уходят за рубеж за бесценок. Уникальные вещи разламывали, из них «вылущивали» бриллианты и жемчужины, золото шло в плавильные печи Гохрана. В архивах сохранились фотографии: рабочие и крестьяне грубо выковыривают драгоценные камни из роскошных диадем. Конечно, украшения Романовых от выдающихся ювелиров стоят очень дорого. А просто караты россыпью — это товар для мелких спекулянтов. Впрочем, была попытка продать уникальное произведение искусства — Большую императорскую корону. Она была создана ещё при Екатерине Великой, которая хотела на коронации ослепить весь мир и показать, как богата и величава Россия. 5 тыс. бриллиантов, более 70 восточных жемчужин безупречной формы и красная шпинель (драгоценный камень. — Ред.) в 400 каратов! Эта корона переходила с головы на голову всех Романовых, вплоть до Николая II.

Венчальная корона императрицы. Фото: РИА Новости

— Не нашли покупателя?

— Сделка была тайной. О ней узнали на Западе, подняли большой шум: большевики профукали золотой запас, хотят получить кредиты. А чем будут расплачиваться?! И тогда власти решились вроде бы на умное дело — продемонстрировать сокровища Гохрана народу. Смотрите, цари нас грабили, а теперь всё награбленное принадлежит рабочим и крестьянам. Невиданное было зрелище, в декабре 1925 г. на трескучем морозе стояла очередь. А сверхзадача была другая — найти покупателя. Выставку посетил весь дипломатический корпус. Правда, интересных предложений не поступило. И огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. С большим трудом мне удалось найти этот исторический каталог. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.

Жемчужная диадема. Фото: РИА Новости

Под угрозой расстрела

— За эти экспонаты боролись музейщики, порой ценой своей жизни. Процессом сбора и продажи ценностей руководили безграмотные люди, не испытывающие никакого пиетета перед историей и искусством. Наоборот, они люто ненавидели всё, что было связано с императорской фамилией. Например, начальником Золотого отдела Гохрана был назначен главный палач царской семьи Яков Юровский. Гохран сотрясали неприятные истории — кражи, доносы, расстрелы. Специалисты не хотели работать в таких условиях. Большевики принуждали оценщиков к сотрудничеству радикальными методами. Ювелира Агафона Фаберже 3 раза водили на расстрел! На третий раз у него сдали нервы и он согласился работать на новую власть. В составлении описи царских драгоценностей оценщики видели огромную пользу для истории. Судьбу задокументированных вещей можно будет проследить. Составляя перечень произведений ювелирного искусства разных стилей и эпох, специалисты надеялись убедить большевиков не продавать их. Иногда это удавалось. Но много было неучтённого, пропавшего. Тот же Юровский привёз с собой из Екатеринбурга личные драгоценности убитой царской семьи и передал их коменданту Кремля Малькову. И больше этих сокровищ никто не видел...

— Можно ли оценить масштаб потерь?

— Более или менее понятна ситуация только с коронными ценностями. В том списке, что составили эксперты, 773 предмета. В Алмазном фонде сегодня можно увидеть только 114 вещей. Сделать вывод о том, сколько личных ценностей было утрачено, невозможно. На аукционах «Сотби» и «Кристи» я видела их много раз.

— Когда большевики прекратили распродажу ценностей?

— Её остановил Сталин в 1934 г. Предполагаю, что он не думал о художественной или исторической значимости «цар-ских безделушек». Но увидел, что прибыли мало, а ущерб для репутации партии огромный. Русские эмигранты на Западе не молчали. Нужно было решать вопрос об индустриализации страны, выходить из политической и экономической блокады. В глазах Запада выглядеть варварами не хотелось...

Дальнейшая история Гохрана — достойная. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении и приумножении сокровищ. Куда прежде всего рвутся иностранцы в Москве? В Кремль! Увидеть легендарный Алмазный фонд, перед блеском которого всё мерк-нет.

В частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия

В книге, которая вышла в свет в Москве на прошлой неделе (дек. 2000), с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства".

Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж"...
..
..
Самое старое в мире издание "Нового Завета", меблировка целых дворцов, иконы, шедевры импрессионистов тоже стали добычей большевиков, выбросивших все это на международный рынок произведений искусства в 20-30-х годах. Но вследствие невысокого спроса на антиквариат и художественные ценности Советский Союз, несмотря на то что на продажу выставлялись редчайшие вещи, сумел получить за все это смешные деньги.

Николай Ильин, один из издателей книги "Распродажа российских сокровищ", говорит: "Это было абсурдно. Они продавали все эти сокровища, чтобы купить трактора, но это почти не сказывалось на государственном бюджете". Среди редких вещей, раскупленных западными коллекционерами — свадебная корона Императрицы, картины Рембрандта, Ботичелли, Кранаха-старшего, Сезанна, Ван Гога, Пуссена и Дега, иконы ХV-ХVI столетий.

Британский музей получил Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) — Евангелие, датирующееся IV в. от Р.Х., рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Яйца Фаберже уехали из Советского Союза и стали частью собрания Королевской семьи. На одном из них — мозаичном Пасхальном яйце из платины, золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов — есть эмалевый медальон с профилями Императрицы и Детей последнего Царя, убитого в 1918 г.

Продажа была задокументирована в академических монографиях, но новая книга является первым исследованием этой темы. Многие из картин, изъятых из Эрмитажа и проданных в 30-х годах, были куплены Екатериной Великой, Царем Александром Первым и другими коллекционерами. Некоторые провели в России лишь несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад…

Сначала коммунистические лидеры оправдывали разграбление церквей тем, что священники, по их словам, должны были помочь им победить голод, разразившийся в России после революции. Однако в частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия. Троцкому не терпелось скорее начать продажу художественных сокровищ за границу, он беспокоился, что неминуемые революции в Западной Европе приведут к падению цен на рынке антиквариата.

Торопясь разжиться за счет церковной собственности, чиновники плавили золотые рамки икон и выковыривали из них драгоценные камни, в то время как неповрежденными эти произведения искусства можно было бы продать дороже. Codex Sinaiticus оказался в Великобритании лишь благодаря быстрой реакции одного заезжего любителя книг, заметившего его в одной из московских библиотек. Он сказал своему советскому опекуну: "Если она вам не нужна, я мог бы неплохо продать ее в Лондоне".

Самым захватывающим эпизодом распродажи стало разграбление музея Эрмитаж в Ленинграде. Некоторые из наиболее ценных полотен были тайно проданы западным коллекционерам. Нефтяной магнат Калуст Гулбенкян, принявший британское подданство, решил, что мог бы получить монополию на покупку всех полотен старых мастеров Советского Союза.

На его потеснил Эндрю Меллон, министр финансов США, который не усматривал никакой непоследовательности в том, чтобы, публично выступая против торговли с Советским Союзом, тайно купить 25 шедевров Эрмитажа. О его лихорадочном шопинге стало известно только в 1934 г., когда Меллону предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Большая часть картин, проданных ему Советским Союзом, в конце концов, были переданы в Национальную художественную галерею в Вашингтоне.

Арманд Хаммер, любимый капиталист Советского Союза, выступил в роли посредника, продавая от имени Москвы антиквариат в американских универмагах. Симпатизировавший Хаммеру советский режим в 70-х гг. подарил ему картину Малевича. Вскоре после этого бизнесмен перепродал эту работу за 1 миллион немецких марок."

9.12.2000

Маркус Уоррен
Daily Telegraph

***

Как большевики распродавали страну

Большевики с размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности — об этом давно известно. Hо мало кто представляет себе истинные масштабы этой распродажи. С искусствоведом Hатальей Семеновой, попытавшейся составить список утраченного, встретилась корреспондент "Власти" Татьяна Маркина.

— Все считают, что наша книга — это политический проект. Но, на мой взгляд, он лишен политических амбиций. Наша задача — не давать оценки, а предоставить читателю максимум материала для размышления. Я горжусь, что в библиографии книги не пропущено ни одной публикации, где есть хоть строчка о "сталинских распродажах".

— Прочитав книгу, невозможно не изменить отношения к некоторым личностям. Ладно Горький, возглавлявший комиссию по отбору ценностей на продажу. Но меня поразил знаменитый художник и искусствовед Игорь Грабарь, выступивший в роли инициатора продажи за рубеж икон...

— После 1917 года эйфория овладела даже здравомыслящей частью деятелей культуры. В ожидании мировой революции продажа пары-тройки Рембрандтов казалась пустяком. "Зачем собирать и хранить метеоры прошлого, если у нас их столько в будущем",— писал график-конструктивист Петр Митурич. "Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни",— вторил ему разрушитель традиционной живописи Казимир Малевич. Весной 1919-го был издан декрет "О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения". Частные лица не могли их вывозить: государство оставило это право за собой. И продавало — целыми дворцами: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Детском (Царском) Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей целиком готовили к отправке в Америку.

Шла речь о продаже Эрмитажа — к лету 1929 года две тысячи полотен из Эрмитажа были намечены к реализации.

— Можно ли теперь найти следы проданного?

— В нашей книге приведен далеко не полный перечень проданных шедевров. В основном мы взяли живопись из Эрмитажа, по которой есть документы. А ведь масса предметов, особенно церковных, ушли за границу без всяких описей. Если в зарубежном музее видишь икону или церковное серебро почти наверняка из проданного, из России: до революции русским церковным искусством за границей мало кто интересовался.

— Западные музеи чинили вам какие-нибудь препятствия?

— Музеи — нет. Единственный, кто поначалу испугался, это аукционный дом Christie’s : решили, что мы хотим обвинить их в нелегальной продаже произведений искусства. В 1926 году часть Алмазного фонда (измерявшаяся по весу — 9 кг) за полмиллиона рублей была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Тот продал драгоценности аукционному дому Christie s , который выставил их на торги в Лондоне в 1927 году. Самым ценным лотом аукциона был брачный венец Императрицы Александры Федоровны. Тем не менее эти торги были вполне официальными: санкцию давало советское государство.

— А с российскими музеями были проблемы?

— Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский работать с архивом нам не позволил — он сам публикует свои материалы. Hо я ему за это даже благодарна: мы бы там закопались. Потом оказалось, что в питерском ГАЛИ есть документы, касающиеся эрмитажных распродаж. Ими мы и воспользовались. Директор ГМИИ Ирина Антонова нас тоже не пустила в архив — у них он до сих пор закрыт для исследователей. Я сама там когда-то работала и знаю, что и документы там есть, и картины оттуда продавались, хотя не так много, как из Эрмитажа. К счастью, цены на импрессионистов, хранившихся в Музее нового западного искусства и попавших впоследствии в ГМИИ, были тогда на Западе невысоки. Ирина Антонова мне сказала: "Пока музей сам не опубликует, ничего не дам даже посмотреть". Это обидно.

Другие музеи сами не знают, что из их коллекций продавалось. В некоторых есть документы, в музее-усадьбе "Архангельское" например, но ими никто не занимается.

Если кто-то решит продолжать нашу работу, поле деятельности огромно.

— В предисловии к книге Михаил Пиотровский утверждает, что благодаря "сталинским распродажам" СССР получил доступ к западным оборонным технологиям и смог подготовиться к войне.

— У Пиотровского свой взгляд на многие проблемы. Здесь я с ним не согласна.

Подсчитано, что доход от всех этих продаж составлял не более процента валового дохода страны. Можно было продать побольше пеньки и лаптей — и получился бы тот же результат.

— Может быть, вырученные деньги терялись в кармане советских чиновников?

— Коррупции не было в то время, был только страх. Это была политическая, а не экономическая акция. Ведь был мировой кризис, цены падали, а мы продолжали продавать свои культурные ценности за копейки. "Наступление пролетарской революции в Европе совершенно застопорит рынок ценностей. Вывод: нужно спешить до последней степени",— писал Лев Троцкий в 1924 году.

— Делят ли с большевиками ответственность за грабеж те, кто скупал произведения искусства?

— Это были разные люди. Арманд Хаммер — просто демоническая фигура: мне рассказывали, что с ним было страшно находиться в одной комнате. Он поставил продажу русского антиквариата на поток (за что получал от советского правительства 10% комиссионных) — вплоть до организации распродажи "сокровищ Романовых" (кстати, не имеющих к Царскому Дому никакого отношения) в крупнейшем нью-йоркском универмаге Lord & Taylor.

Совсем другой человек — министр финансов США Эндрю Меллон. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а потом подарил их Соединенным Штатам. Благодаря ему Вашингтонская национальная галерея — один из лучших музеев в мире. Шедевры Веронезе, Ван Дейка, Ботичелли, Перуджино из бывшего эрмитажного собрания и сейчас выставлены там. Меллон платил больше, чем кто-либо. Сумма в $1,166 млн, которую министр Меллон выложил за лучшую эрмитажную картину Рафаэля "Мадонна Альба", долгое время оставалась рекордной ценой, уплаченной за произведение искусства.

Hефтяной магнат Галуст Гюльбенкян уговорил своих партнеров из Shell торговать советской нефтью, за что получил право покупать из Эрмитажа. После серебряных сервизов и мебели времени Людовика XVI он приобрел пару полотен Гюбера Робера, после чего потребовал "Портрет Елены Фурмен" Рубенса и "Юдифь" Джорджоне.

"Юдифь" ему не отдали, а все остальное господин Гюльбенкян купил по бросовым ценам (около 200 тыс. фунтов стерлингов). И вдобавок трех Рембрандтов, Терборха, Ватто.

— Можно ли вернуть утраченное Россией?

— Разговор о том, чтобы выкупить или как-то иначе вернуть эти шедевры, пустой.

И потом, сегодня независимо от того, в каком музее мира находятся картины, их можно увидеть — через Интернет, например, или просто поехать и посмотреть. Они открыты. Hаше крики "Давайте все вернем!" пугают западных коллег. Можно было бы сделать великолепную выставку проданных сокровищ. В Европе, но не в Москве, потому что сюда их никто не даст: нас боятся и нам не доверяют.

Искусство на вес

В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Hо продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было.

Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. Hа покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств — несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.

Подписи:
Драгоценности российской короны в 1923 году. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре

Фаберже. Пасхальное яйцо "Коронационное" продано из Оружейной палаты в 1927 году. Впоследствии приобретена журналом Forbes .

Икона "Чудо св. Георгия о змие" (XVII век). Продана из Третьяковской галереи. Сейчас в частной коллекции

Питер Пауль Рубенс. "Портрет Елены Фурмен". Продан из Эрмитажа в 1929 году. Сейчас в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Тициан. "Венера перед зеркалом". Продана из Музея изящных искусств Эндрю Меллону. Сейчас в Hациональной галерее искусства. Вашингтон.

Ян ван Эйк. "Благовещение". Продана в июне 1930 года Эндрю Меллону за $502 899. Сейчас в Hациональной галерее искусства, Вашингтон.

Антуан Ватто. "Меццетен". Продан из Эрмитажа в мае 1930 года. Сейчас в музее Метрополитен, Hью-Йорк

Художественная коллекция министра финансов США Эндрю Меллона оценивалась в $35 млн и в 1937 году перешла в собственность Hациональной галереи искусства в Вашингтоне. Шедевры этого собрания были приобретены из коллекции Эрмитажа.