Что такое изложение? И как научиться его писать? Обучающее изложение по русскому языку (3 класс) Изложение 3 кл.

Русский язык

Тема

Обучающее изложение

Педагогическая цель

способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока

Конструирование способа действий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    Постановка учебной задачи

Работа
по учебнику,
с. 20–21,

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Что было не ясно при чтении памятки?

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

    Работа по теме урока.

Работа над текстом изложения.

Чтение текста про себя.

Внимательно прочитайте текст про себя.

Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

Определение темы и главной мысли текста.

О чем текст? (О ёлочке.)

Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) – Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

Найдите элементы описания.

Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

а) Чтение первой части, определение темы.

Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

Чему она удивилась?

Читают текст, отвечают на вопросы.

Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

Структура текста.

Сколько частей в тексте? (Три части.)

О чем вы напишете в первой части?

О чем напишете во второй части?

Как вы закончите свой рассказ?

Пересказ текста.

Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

(Два предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

Письменное изложение текста.

Закройте учебники. Запишите текст.

Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

Чтение записанного текста.

Рефлексия.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что писали? (Изложение текста.)

Как готовились к написанию изложения?

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обучающее изложение 3 класс

Вопросы Куда и зачем отправились Вася и Катя? Кого они взяли с собой? Как произошло, что дети забыли про котёнка? Какая опасность подстерегала котёнка? Кто пришёл на помощь котёнку? Какие чувства вы испытываете, слушая рассказ?

План 1. Дети отправились играть. 2. Появление собак. 3. Вася- спаситель. Впереди, увидели, отозвал.

Что общего в словах? Котёнок Бежали Хотели Схватить Домой Деревня Охотник Собаки

Орфографическая подготовка К о тёнок – кот Б е жали – бег Х о тели –хочет Схв а тить – схватка Д о мой –дом Запомни Д е ревня О хотник С о баки

Котёнок Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка. Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка. Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котёнка и хотели его схватить. Вася бросился к котёнку и закрыл его от собак. Охотник отозвал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.

Самопроверка Прочитай текст Нашёл ошибку, вспомни на какую орфограмму, аккуратно исправь Спасибо за урок!

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Сладкова Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала", составленному после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

Возмутилась_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Погожим летним деньком я гулял по лесу. Невысоко в кронах деревьев сидело несколько сорок. Увидев меня, затараторили. Вот вздорные крикуньи! Посмотрел на них строго и дальше пошёл. Вдруг одна из них залаяла собакой!Сидевшие рядом сороки ничуть не удивились. А я изумился. Эти птицы могут и залаять собакой, и закудахтать курицей, и заквакать лягушкой. Но так сразу получить ответ от сороки? Вот неожиданность! А я был очень удивлён. А может, сорока возмутилась из-за моих мыслей?Орфографическая подготовка. Д…ньком-_________________________ неск…лько-___________________________Кр…куньи-________________________ Посм…трел-__________________________С…дело-___________________________ Д…ревьев-___________________________В…ровки-__________________________ уд…вились-__________________________Раскрой скобки. (по)лесу___________________________ (по) смотрел_____________________(от)неожиданности__________________ (в)кронах_____________________
П…длетают, п…пробовал, …казались.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ Погожим, седевшие____________________________________________________________________Погожим,невысоко,доносчицы, залаяла, от неожидпнности, из-за, возмущения.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Погожий-____________________________________________________________________Изумиться-___________________________________________________________________Неожиданность-_______________________________________________________________Подбери антонимы Крикунья-____________________________________________________________________Погожий-____________________________________________________________________Объясни значение слова

Погожий-_____________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Горькая вода. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Толя с Витей возвращались из леса. Они увидели старушку с ведром воды. Бабушке было тяжело. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал домой. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс его домой. Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Ст..ру..ка_____________________ с в..дром_________________________________________________________ т..ж..ло_____________________________Поб..жал______________________ ___________________________________Зах...тел______________________ заш..гал____________________________Выб..жал_____________________ п..м..гать____________________________В..ды________________________ ___________________________________Н..сти_______________________ пок..залось_________________________Раскрой скобки. (из)леса___________________________ (по)дороге_____________________(с)ведром__________________________ (за)метили_____________________(в)избу_____________________________ (на)улицу______________________(по)казалась_________________________Выпиши из изложения имена собственные. _____________________________________________________________________________Объясни правописание приставок. В…звращалась,з…шагал, з…хотел, …ткрыла, п…пил, п…казалась.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧА-ЩА, Возвращались, постучал________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Возвращались, однажды._______________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Зашагать-____________________________________________________________________Захотеть-____________________________________________________________________Открыть-____________________________________________________________________Подбери антонимы Быстро-______________________________________________________________________Встретить-____________________________________________________________________Объясни значение слова Изба-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Кормушка. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами и грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь буквы. Л…сной_________________ ст..ро..ке______________________К…рму…ку______________ ______________________________________________________ прил..тали____________________По..вилась________________ ост…рожно____________________М..лы..ка_________________ уг..щали________________________________________________ бр..ла_________________________Разгр..бала________________ приб..гала______________________Съ..стное__________________Раскрой скобки. (в)лесной____________________ (к)ёлке______________________(на)сыпали__________________ (в)неё_______________________(на)кормушку________________ (для)белочки__________________(в)снег______________________ (при)бегала___________________Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь. Чутьё, съестное________________________________________________________________Спиши. Выдели орфограмму ЧК Белочка, птички_______________________________________________________________Спиши. Выдели орфограммы ЖИ и ЩА. Жили, угощали________________________________________________________________Выпиши имена собственные _____________________________________________________________________________ Запомни как пишутся трудные слова Подвесили, однажды, разгребала, съестное_________________________________________
_____________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Корм-_______________________________________________________________________Чутьё-________________________________________________________________________Подвесить-____________________________________________________________________
Подбери антонимы .Сухой-_______________________________________________________________________Появиться-____________________________________________________________________Объясни значение слова Сторожка-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план. Медвежонок. Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать- медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Р…дился-__________________________ сне…-_________________________________Руч…йки-__________________________ п…лянка-______________________________Гла…ки-____________________________ ж…лище-______________________________Л…жал-_____________________________ поб…жали-____________________________Освоб…дились-______________________ подро…-______________________________Осм…трели-_________________________ в..сеннем-_____________________________Раскрой скобки. (в)лесу______________________________ (от)снега_____________________(из)берлоги__________________________ (по)бежали_____________________(по) ней_____________________________Объясни правописание приставок. П…бежали, …свободились, …смотрел, …ткрылись__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Медвежонок, таять, по ней, однажды, из берлоги.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Лексическая подготовка. Подбери синонимы. Воля-____________________________________________________________________Везде-____________________________________________________________________Жилище-____________________________________________________________________Подбери антонимы Просторный___________________________________________________________________Весенний-____________________________________________________________________Объясни значение слова Ручей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добрый день, мои многоуважаемые читатели. В начальной школе много заданий направлено на развитие речи, выработку навыков передавать услышанное, сохраняя стилистику. Потому во 2 классе дети начинают потихоньку тренироваться творчески излагать.

Для того чтобы делать это правильно и красиво, нужно понимать, что такое изложение и как его писать.

План урока:

Что значит излагать и как это должно быть?

Начнём с того, что по своей сути изложение — это пересказ. Такой вид творческого задания по русскому языку и литературе применяется педагогами не только в начальных классах, но и в старшей школе, чтобы проконтролировать знания учеников. Если кратко, то смысл его – прочитать или услышать, проанализировать прочитанное или услышанное и изложить собственными словами, сохранив основную мысль.

Зачем нужно уметь излагать? Ну, во-первых это отменная тренировка памяти. Во-вторых, умение пересказывать формирует правописание и стилистику, учит излагать не только правильно по смыслу, но делать это красноречиво и гладко.

Обычно учителя для изложений подбирают художественные произведения, но могут встречаться и тексты потруднее, например, из научно-публицистических трудов. Если кто-то уверен, что первоначальный тест для дальнейшего пересказа должен быть обязательно зачитан самостоятельно или заслушан от преподавателя, то это немножко не так. Изложения пишут и по драматическим звукозаписям, и по диафильмам, даже по кино и спектаклям. Так что это действительно творческая работа.

Чтобы не путать изложение с сочинением, важно ребёнку объяснить различие в понятиях «излагать» и «сочинять».

Так, излагаем мы то, что слышим, видим, понимаем и запомнили. Потому в изложении важно сосредоточиться на последовательности и деталях. Сочинять можно только своё, передавая своим мысли и чувства на определённую тему. Тут нет мнения другого автора, доказываются собственные суждения.

Считается, что изложение менее трудоёмко и сложно, так как ничего не надо придумывать, всё дано готовое. Но это ошибочно. Многим детям трудно воспроизводить чужой язык и стилистку, потому в таких случаях они стремятся запомнить дословно, без понимания смысла, что не есть правильно.

У изложения есть требования, которые к нему предъявляет школьная проверка знаний. Помимо того, что там не должно быть ни орфографических ошибок, ни пунктуационных, дети должны уметь:

  • понимать текст, вникать в основную мысль и выстраивать последовательность событий,
  • правильно применять стиль и речь при пересказе,
  • запоминать факты и излагать их в нужном порядке,
  • всё оформлять с началом и завершённым концом,
  • совершенствовать свой пересказ, сохраняя стиль и основную мысль.

Немало, правда? Хорошая и оттачивания навыков!

Это общие требования в школе ко всем , независимо от того, какой вид изложения задан, а их, этих видов, несколько.

Как можно пересказывать?

В 1 классе ученики пользуются одним видом изложений – устным. При этом они умеют пересказывать близко к тексту или передавать краткое содержание, от имени автора или от собственного лица.

Письменную форму учащиеся начинают практиковать на уроках русского языка во 2 классе, для чего им подбираются небольшие по объёму тесты, по 30-45 слов.

В 3 классе вводятся новые элементы, и дети уже знакомятся с основными видами изложения «по полной программе».

  • Подробное должно сохранить последовательность и авторский стиль, детали, факты, даже фразы. Этот вид чаще всего используется в начальной школе, потому как закрепляет в памяти всё содержание текста.
  • Сжатое пересказывает содержание текста кратко, только самое важное, передавая смысл без подробностей. Здесь важно сохранить основную мысль автора, некоторые важные детали и стиль. К слову сказать, краткое изложение – это результат длительных тренировок, не у всех получается с первого раза.
  • Выборочное передаёт лишь часть текста, определённую тему. Например, из рассказа о лесных жителях даётся задание запомнить только про лису и только про неё, родимую, не про зайца и медведя, изложить в работе.

Но это ещё не всё!

По речи, которую нужно использовать в работе, изложения тоже делятся на несколько видов.

  • Повествовательные сохраняют последовательность и главные обстоятельства. Это самый простой вид письменного пересказа, где художественным стилем пишут о жизни людей и животных, о происшествиях. Главное здесь – информативность.
  • Описательные уже посложнее, причём не только для школьников, даже для студентов. Они требуют использовать красноречие при описании человека, предмета, явления. Ученикам такие изложения кажутся скучными, так как описательное творчество требует большого словарного запаса и умения пользоваться синонимами, видеть скрытые детали, а это не все могут.
  • Рассуждения направлены на то, чтобы уловить основные тезисы и довести их до читателя с обязательными собственными рассуждениями, с элементами . Такое задание даётся в старших классах, так что у вас всё впереди.
  • Нередко изложения могут быть комбинированными, то есть когда в повествовательном присутствует рассуждение или описание, в описания внесены элементы рассуждений.

С видами изложений и требованиями мы определились. Что уж тут, проще простого! А вот как бы так научиться, чтобы послушал, сел перед чистым листом, и речь так и полилась каллиграфическим почерком в нужном направлении, с деталями да фактами?

Учимся писать изложение

В школе есть целая методика, как писать изложения. Сводится она к тому, что учитель два, а в начальной школе даже три раза зачитывает текст для пересказа. Делает он это сначала медленно, с остановками в нужных местах, на которые нужно обратить особое внимание. Во второй раз текст прочитывается уже более бегло.

Пока учитель читает, дети могут отметить важную информацию на черновике, а затем составляют план и уже по плану пишут свою творческую работу. А теперь на каждом пункте остановимся поподробнее.


Вот так вроде всё просто, а на практике иногда бывает не очень. Но не стоит отчаиваться, вы же знаете, что «терпение и труд…». Так что тренируйтесь дома, и к моменту написания выпускного экзамена ваш ребёнок будет красноречиво излагать произведения любой сложности!

На этом с вами прощаюсь в ожидании советов, как можно быстро научить ребёнка писать изложения.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы всегда быть в курсе школьных событий и вступайте в нашу группу «ВКонтакте» )

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.