Презентация на тему: Возрастная педагогика и психология. Презентация на тему "возрастная психология как наука" Методология-(от греч methodos-путь исследования или познания, -logo-понятие, учение)

Младенчество (от рождения до конца первого года жизни

Закладывается чувство доверия, уверенности. Главным условием выработки доверия к людям является качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

Возраст игры (от 3 до 6 лет)

Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Юность (от12-13 до примерно 19-20 лет)

Осуществляется стихийный поиск ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о себе и создать единый образ себя, включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Резкие социальные, политические и технологические изменения. Неудовлетворённость общепринятыми нормами может мешать развитию идентичности и привести к формированию чувства неопределённости, тревоги.

Молодость (от 20 до 25 лет)

На этой стадии происходит достижение интимности. Главная опасность заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений, что может привести к чувству одиночества, к социальной изоляции.

Зрелость (от 26 до 64 лет)

Происходит выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота старшего поколения о младших. Те, кому не удаётся быть продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой.

Старость (от 65 лет до смерти)

Для этой стадии характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у них в страхе смерти, ощущения постоянной неудачливости.

Характеристики оценки и отметки. Оценка: Имеет два значения: положительное и отрицательное Фиксирует факт усвоения или неусвоения материала Дает содержательное и качественное описание: Показывает причины усвоения или неусвоения; Направляет ученика на устранение недостатков; Побуждает к работе до получения положительной оценки. Отметка Имеет 5 или более рангов. Определяет результат учебного процесса. Носит обобщенный характер. Отражает усердие ученика. Неверное оценивание учителем ведет к формированию неуверенности ученика в собственных знаниях и действиях. Ученик освобождается от собственной оценочной активности. Поэтому младший школьник Затрудняется судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку.

Слайд 106 из презентации «Предмет возрастной психологии» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Предмет возрастной психологии.ppt» можно в zip-архиве размером 2206 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Инженерная психология» - Инженерная психология связана со смежными областями знаний. Объект инженерной психологии. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Методологические принципы. Рост травматизма. Система объекта эргономики. Предпосылки возникновения. Методы исследований. Взаимосвязь инженерной психологии с другими науками.

«Юридическая психология» - Психология осмотра места происшествия. Основания для назначения СПЭ. Индивидуально-психологические особенности личности. Виды толпы. Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира. Компетенция судебно-психологической экспертизы. Характерные признаки преступной группы. Общение в профессиональной деятельности юриста.

«Основы общей психологии» - Сознание. Вильгельм Вундт (1832-1920). Герман Эббингауз (1850-1909). Рецензенты. История развития психологического знания. Методы психологического исследования. Общая психология. Предмет психологического знания. Закон восприятия (ответ пропорционален логарифму степени воздействия). Методология психологического знания.

«Специальная психология» - Тифлопсихология. На основании данных специальной психологии строится система обучения. Задачи специальной психологии. Общетеоретические положения. Различные подходы к классификации и характеристике контингента. Введение в специальную психологию и педагогику. Факторы риска. Исследователи. Во всем мире увеличивается количество детей и подростков.

«Предмет возрастной психологии» - Наказание. Учебная задача решается на основе следующих учебных действий. Другие виды деятельности в дошкольном возрасте. Основные причины трудностей в обучении. Теория рекапитуляции С. Холла. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Зрелый возраст (с 40-45 до 55-60 лет). Главные линии влияния игры на развитие психики.

Оживление (от рождения до 12 месяцев) - общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Одушевление (11 месяцев - 6,5 лет) - общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. Персонализация (5,5- 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Индивидуализация (17-42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта - индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) - выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое».

к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

История возникновения возрастной психологии как науки Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). Фридрих Тидеман 1787 год «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка»: фиксация наблюдений за развитием мальчика 0-3 лет Адольф Куссмауль середина XIX в: описание поведения дошкольника А.Бен, И.Тен: описание особенностей развития речи своей дочери Фридрих Фрёбель: о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников К.Д.Ушинский, 1867 г. «Человек как предмет воспитания»: прежде чем учить ребенка, надо его узнать Ч. Дарвин 1877 г: развитие сына Френсиса Отцом детской психологии по праву считается немецкий ученый дарвинист Вильгельм Тьерри Прейер (1882): целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение «Душа ребенка» - описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет. Выделил импульсивные движения как первую, генетически самую раннюю категорию движении (за которыми следуют рефлекторные, инстинктивные и волевые). к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Предмет, объект возрастной психологии и психологии развития Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие Объект – психическое развитие Предмет возрастной психологии – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности в определенный период Предмет генетической психологии (психологии развития) – механизмы возникновения психических процессов и их развитие к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования Теоретические задачи: 1.Выявление источников и движущих сил развития психики человека 2.Научное обоснование возрастных норм 3.Определение эталонов взрослости 4.Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды 5.Научное прогнозирование развития Практические задачи: 1.Оптимизация развития на основе использования возможностей обучения и воспитания 2.Контроль за развитием 3.Разработка, апробирование, адаптация методик исследования к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Основные категории и понятия возрастной психологии и психологии развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития Филогенез – становление психических структур в ходе биологической эволюции Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни данного индивида Возраст – это относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику (умственный возраст, хронологический возраст, психологическийи т.п.) Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (преформированное и непреформированное) Зона ближайшего развития к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Понятия: детерминанты, факторы, условия, механизмы развития Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия Детерминанта развития - совокупность причинных условий предпосылок, факторов Фактор - от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого- либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты Условие – благоприятные обстоятельства для развития чего-либо Предпосылка – предопределяющие условия к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Условия психического развития нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта активность самого индивида к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Условия неполноценности развития (У.В. Ульенкова) Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг Органические причины Дефицит общения Дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности Общая бедность микросреды Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Виды активности (В.С.Мухина) Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других Физическая активность: потребность в движении, предпосылки психической активности Психическая активность – потребность в познании мира и самого себя Социальная активность – изменения ситуации жизни и самоизменения с пользой для себя и других к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Стратегии исследования психического развития в психологии развития Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента Стратегия наблюдения Стратегия констатирующего эксперимента Стратегия формирующего эксперимента к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Методы возрастной психологии Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности Наблюдение Эксперимент Метод срезов и сравнительный метод Лонгитюдный метод Близнецовый метод Тестирование Беседа, анкетирование Анализ продуктов деятельности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна




Классификация периодизаций Л.С. Выготского 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. 1.«К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.» Пример: Р.Заззо 0-3 года - раннее детство; 3-5 лет - дошкольный возраст; 6-12 лет - начальное школьное образование; лет - обучение в средней школе; 17 и старше - высшее или университетское образование. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Классификация периодизаций Л.С. Выготского 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности 2. «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.» П.П.Блонский (от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов; 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). В.Штерн (Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда(с 6 до 14 лет);период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна






Периодизация Л.С. Выготского 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. 3. «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением пе-рейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития». кризис новорожденности; младенчество (2 месяца 1 год); кризис одного года; раннее детство (13 года); кризис трех лет; дошкольный возраст (37 лет) кризис семи лет; школьный возраст (812 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (141 7 лет); кризис 17 лет. к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Деятельностная теория А.Н. Леонтьева Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе: - элементарная сенсорная психика; - перцептивная психика (т. е. формирование образа); - стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде). В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность (внутри ее возникают и дифференцируются новые виды деятельности; формируются и перестраиваются психические процессы; формируются психические изменения личности) к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация «В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности)» к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман: периодизация I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». I.Оживление (от рождения до 12 месяцев) общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. II.Одушевление (11 месяцев 6,5 лет) общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. III.Персонализация (5,5 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. IV.Индивидуализация (1742 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. V. Универсализация (39 лет и старше) выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна


Список источников 1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 сОбухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, – 460 с 2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, с к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна






















1 из 21

Презентация на тему: Возрастная психология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПСИХИКА – ЭТО СВОЙСТВО ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ И ЖИВОТНЫМ СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ РЕАЛЬНОГО МИРА. СОЗНАНИЕ – ВЫСШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

№ слайда 9

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Необратимость - способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,- писал К. Коффка. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции». Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»,- уточняет Д. Б. Эльконин. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост - изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

№ слайда 11

Описание слайда:

Возрастные изменения К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

№ слайда 12

Описание слайда:

Возрастные изменения Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возраст-ного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

№ слайда 13

Описание слайда:

Возрастные изменения Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

№ слайда 14

Описание слайда:

ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Области развития: - психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека; - психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности; - когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

№ слайда 15

Описание слайда:

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ Человек - это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность - на функциональном Человек как целостное образование - носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью. Человек как цельное образование - это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

№ слайда 16

Описание слайда:

Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей - это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных. Детство и отрочество завершаются вторым открытием «Я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества - формирование идентичности, создание целостного «Я». Жизнь человека от рождения к своему финалу - процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» (Фромм Э.)

№ слайда 17

Описание слайда:

ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

Описание слайда: