Тесты на определение средств художественной выразительности и стихотворных размеров. Средства художественной выразительности Тест «Средства художественной выразительности»

Разделы: Литература

1 вариант

1). В саду горит костер рябины красной,

А) эпитет
Б) метафора
В) антитеза
Г) оксюморон

2). Опасна охота на медведя,
страшен раненый зверь.

А) сравнение
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) инверсия

3). Туча с громом сговорилась:
ты, гром, греми, а я дождем разолью.

А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) олицетворение

4). И луч блеснул с него чудесный,
как с черной тучи день небесный.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота

5). Не то на серебре –
на золоте едал.
А) метафора
Б) гипербола
В) литота
Г) метонимия

1). Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

А) хорей
Б) ямб
В) дактиль
Г) анапест

2). Дубовый листок оторвался от ветки родимой,
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1). 1-б, 2-г, 3-г, 4-а, 5-г 2). 1-б, 2-г

2 вариант

1. Определите средство выразительности:

1). Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

А) сравнение
Б) эпифора
В) олицетворение
Г) анафора

2). О чем ты воешь, ветр ночной,
о чем так сетуешь безумно?

А) олицетворение
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) инверсия

3). Ты богат, я очень беден,
ты прозаик, я поэт.

А) метафора
Б) гипербола
В) антитеза
Г) сравнение

4). Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

А) эпитет
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) эпифор

5). Горькая радость.

А) оксюморон
Б) антитеза
В) анафора
Г) антитеза

3. Определите стихотворный размер:

1).мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова.

А) хорей
Б) анапест
В) амфибрахий
Г) ямб

2). Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури…

А) амфибрахий
Б) дактиль
В) ямб
Г) хорей

Ответы: 1). 1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а 2). 1-б, 2-а

3 вариант

1. Определите средство выразительности:

1). Шутила зрелость, пела юность.

А) эпитет
Б) олицетворение
В) антитеза
Г) оксюморон

2). Не жалею, не зову, не плачу.

А) сравнение
Б) градация
В) эпитет
Г) инверсия

3). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) антитеза

4). В лесу горит костер рябины красной,
но никого не может он согреть.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота

5). Ее любовь к сыну была подобна безумию.

А) анафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

2. Определите стихотворный размер:

1). На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

А) хорей
Б) амфибрахий
В) дактиль
Г) анапест

2). Как весел грохот летних бурь.

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1) 1-г, 2-б, 3-г, 4-б, 5-г 2) 1-б, 2-в

4 вариант

1. Определите средство выразительности:

1). Я люблю большие дома
и узкие улицы города.

А) эпитет
Б) олицетворение
В) антитеза
Г) метонимия

2). Печальная береза у моего окна.

А) сравнение
Б) градация
В) анафора
Г) инверсия

3). Зима недаром злится.

А) анафора
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) антитеза

4). Мело, мело по всей земле, во все пределы.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) гипербола

5). Тяжелою обидой, словно камнем на сердце
пал цветок, измятый лелем.

А) анафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

2. Определите стихотворный размер:

1). Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

А) хорей
Б) амфибрахий
В) дактиль
Г) анапест

2). Зеркало в зеркало,
с трепетным лепетом
я при свечах навела.

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1) 1-а, 2-г, 3-б, 4-г, 5-г 2) 1-г, 2-б

5 вариант

1). И невозможное возможно.

А) эпитет
Б) оксюморон
В) метафора
Г) сравнение

2). Луна, как бледное пятно,
сквозь тучи мрачные желтела.

А) анафора
Б) антитеза
В) сравнение
Г) инверсия

3). Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
на мутном небе мгла носилась.

А) олицетворение
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

4). Мело, мело по всей земле,
во все пределы.

А) метонимия
Б) гипербола
В) эпитет
Г) эпифора

5). И воск слезами с ночника
на платье капал.

А) эпитет
Б) сравнение
В) олицетворение
Г) метафора

2. Определите стихотворный размер:

1). Шаганэ, ты моя, шаганэ!
потому что я с севера, что ли,
я готов рассказать тебе, поле,
про волнистую рожь при луне.

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

2) когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь.

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

Ответы: 1). 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-г 2).1-в, 2-б

6 вариант

1. Назовите средство выразительности:

1). Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
по платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.

А) эпитет
Б) сравнение
В) метафора
Г) гипербола

2). Все флаги в гости будут к нам,
и запируют на просторе.

А) олицетворение
Б) антитеза
В) синекдоха
Г) эпитет

3). Колокольные звоны,
и зеленые клены,
и летучие мыши.

А) эпитет
Б) анафора
В) сравнение
Г) метафора

4). За вдохом внутренним мороза,
румянец уст приотворяя,
как странно улыбнулась роза
в день быстролётный сентября.

А) литота
Б) олицетворение
В) сравнение
Г) метонимия

5). Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почёт.

А) гипербола
Б) антитеза
В) инверсия
Г) эпитет

2. Определите стихотворный размер:

1). Ветер, ветер, ты могуч,
ты гоняешь стаи туч…

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

2). Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

А) хорей
Б) ямб
В) дактиль
Г) анапест

Ответы: 1) 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б 2) 1-а, 2-б

Урок – практикум по русскому языку для 11 класса

"Средства художественной выразительности".

Цели:

Систематизация и обобщение по работе с заданием В -8 (подготовка к ЕГЭ)

Развитие логического мышления, умения доказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Воспитание коммуникабельности, умения работать в группах.

Задание №1.

    Учащиеся делятся на разноуровневые группы по 4 человека.

    При работе ученики по очереди комментируют текст, находят все тропы и фигуры речи.

Каждый ученик должен принять участие в анализе текста.

Если у кого-то возникают трудности, остальные помогают ученику разобраться в теме.

    У всех членов группы должна получиться одинаковая работа, оценка выставляется одна на всех.

    В работе используется памятка «Тропы и фигуры речи»

Для работы предлагается следующий текст:

ПЕЧАЛЬНАЯ РАДОСТЬ...

Город спал. Тишина остановила суетное хаотичное молекулярное движение. Темнота была осязаемо вязкой, и даже стандартно-радостная предновогодняя иллюминация не помогала осветить эту непроглядность.

А он шел, бежал, летел... Куда? Зачем? Что там? Он не знал. Да это было и не столь важно! Главное, что его там ждали.

Череда унылых, однообразных школьных будней вдруг превратилась в праздничный фейерверк, в сладкую муку ожидания каждого нового дня, когда однажды в класс вошла ОНА.. Вошла. Села рядом и, лихо щелкнув надутым из жевачки розовым пузырем, с улыбкой сказала «Привет». Это немудреное словечко перевернуло всю его серую жизнь! Маленькая, по-мальчишески угловатая, хрупкая, с огромными глазами цвета неба и рыжим взрывом непослушных мелких кудряшек на голове, она в одночасье свела с ума все мужское население класса. Школа гудела всякий раз, когда по длинному коридору огненным факелом проносилось это удивительное существо.

Он понимал, что шансы равны нулю, но сердце с рассудком было явно не в ладу! Оно шуршало шальным шепотом, шевеля в душе шарики с надеждой...И он рискнул. Выстраданная в бессонных ночах записка легла в ее тетрадь.. Время остановилось. Замерло. Исчезло. Он ждал. Дни тянулись густым малиновым сиропом. Два. Пять. Десять... Надежда умирает последней. И он ждал.

Ночной звонок разбудил его, оборвав ее долгий, чудесный поцелуй. «Я в больнице, приезжай». Шепот шуршащих листьев, скрежет крепкой, хрупкой, радужной ледяной корки под ногами просто разрывал мозг. В горле билось: «Ей плохо. Я ей нужен. Она позвала меня».

И он шел. Бежал. Летел. Не разбирая дороги. не замечая холода и непрошенных горошин слез на щеках. Сердце разрывалось от тысячи эмоций. Куда? Зачем?... Туда... Затем...

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Создать по аналогии с выполненной работой собственный текст, максимально усложнив его.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ.

1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

4.Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

5.Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

7.Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

9.Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

10.Развернутая метафора – развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

11.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

12.Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

13.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

14.Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

15.Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

16.Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

17.Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

1.Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

2. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

3. Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!

4 Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

5.Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

6.Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

7. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

8. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Практическое занятие

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи, необходимо понять, что такое

Прежде, чем рассматривать вопрос об изобразительных
средствах языка, к которым относятся тропы и фигуры речи,
необходимо понять, что такое полисемия или многозначность
слов
В русском языке немного слов,
которые имеют только одно
значение. Обычно это термины:
катет, медь, суффикс,
целлюлоза.
Имеют одно значение
некоторые слова, называющие
конкретный предмет:
табуретка, карандаш, тумбочка,
телевизор.
Большинство же слов обладают
не одним значением: иду
домой; идет интересная
передача; часы идут вперед;
автобус туда не идет; эта
шляпа тебе очень идет.
Одно из значений многозначного
слова является прямым – это
самое простое значение, не
зависящее от контекста и самое
употребительное.
Все остальные значения
называются переносными –
конкретно определяются
контекстом

Троп (греч. tropos)
означает "поворот,
оборот речи". Это
изменение основного
значения слова,
перенос названия с
традиционно
обозначаемого
предмета или явления
на другой, связанный
какими-то смысловыми
отношениями с первым.
Фигура (лат. figure -
образ, вид), напротив,
- форма речи, а не
поэтического
мышления: она не
вносит ничего нового,
расширяющего наше
художественное
познание. Ее главное
назначение - усилить
впечатление от чеголибо, сделать его более
ярким

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)

ТРОПЫ
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Синекдоха
Метонимия
Сравнение
Литота
Гипербола
Ирония
Сарказм
ФИГУРЫ
Градация
Анафора
Эпифора
Оксюморон
Инверсия
Бессоюзие (асиндетон)
Многосоюзие
(полисиндетон)
Эллипсис


тропов и фигур речи
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Эпитет -художественное определение:
«тучка золотая», «утес-великан», «в
пустыне чахлой и скупой».
Сравнение- сопоставление двух
предметов или явлений с целью пояснить
один из них при помощи другого: «глаза,
как небо голубые», «посмотрит - рублем
одарит».
Аллегория(иносказание) – изображение
отвлеченного понятия через конкретные
предметы и образы.
Ирония- скрытая насмешка: «Забил
снаряд я в пушку туго//И думал: угощу я
друга!// Постой-ка, брат, мусью…».
Литота – художественное
преуменьшение: «мальчик с пальчик»,
«мужичок с ноготок».
Гипербола – художественное
преувеличение: «В шар земной упираясь
ногами,//Солнца шар я держу на
руках…».
Олицетворение- изображение
неодушевленных предметов, при котором
они наделяются свойствами живых
существ – даром речи, способностью
мыслить и чувствовать: «Осторожно
ветер//Из калитки вышел…».
Метафора – скрытое сравнение,
построенное на сходстве или контрасте
явлений: «Ель рукавом мне тропинку
завесила» (т.е.ветвь).
Синекдоха – перенос названия целого
предмета на его часть: « И было слышно
до рассвета, как ликовал француз».
Метонимия - перенос названия по смежности. В
отличие от метафорического переноса, который
обязательно предполагает сходство предметов,
явлений, свойств, действий, при метонимии
никакого сходства нет, НО ПРЕДМЕТЫ
НАХОДЯТСЯ В НЕКОТОРОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ
СВЯЗИ ДРУГ С ДРУГОМ: Вся школа пришла на
стадион; Москва готова снова голосовать за
своего мэра; Съел две тарелки; Полотна
Левитана; Дама в мехах; Пользуемся при работе
Ушаковым; Выставка Левитана; Она
коллекционирует гжель; Запретили продаже
боржоми
Оксюморон – соединение слов, называющих
взаимоисключающие понятия: «Горячий снег»,
«Живой труп»

Давайте вспомним определения некоторых тропов и фигур речи

Давайте вспомним определения некоторых
ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
тропов и фигур речи
Риторические вопросы, обращения, восклицания –
усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа: «Что
ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?», «Мой
друг, отчизне посвятим//Души прекрасные порывы!».
Анафора – единоначатие: «Клянусь я первым днем
творенья,//Клянусь его последним днем,//клянусь позором
преступленья,//И вечной правды торжеством».
Эпифора – единство концовок: « Струится нетихнущий дождь,
томительный дождь…».
Градация – своеобразная группировка определений либо по
нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой
значимости: «Не жалею,не зову, не плачу,//Все пройдет, как с
белых яблонь дым».
Антитеза – противопоставление: «Черный вечер, белый
снег.Ветер.Ветер.»
Инвектива – резкое обвинение (в противоположность
панегирику- восхвалению): «А вы, надменные потомки…
подлостью прославленных отцов».
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов: «Мелькают мимо
будки, бабы,//Мальчишки, лавки, фонари,//Дворцы, сады,
монастыри…».
Многосоюзие- увеличение числа союзов между словами с
целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее
выразительнее: « И волны теснятся, и мчатся назад,//И снова
приходят, и о берег бьют…».
Параллелизм – однородное синтаксическое построение
предложений: « Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что
горы».
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов,
перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается
куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости».
Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части
простого или сложного предложения в качестве отдельной
синтаксической структуры: Жена называла его чудик. Иногда
ласково
Эллипсис – опущение каких-либо членов предложения с целью
выделения оставшихся слов: « Мы сёла- в пепел, грады – в
прах, в мечи – серпы и плуги…»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных
звуков: «Пушки с пристани палят…», «
Пора, перо покоя просит…».
Ассонанс – повторение гласных звуков:
«Стало в комнате темно.//Заслоняет
слон окно.//Или это снится сон?//Динь –
дон. Динь – дон.»
Анафора – единоначатие: «Вечер.
Взморье. Вздохи ветра. Величавый
возглас волн.»
Сарказм - (греч. sarkasmos, от sarkaso - рву
мясо) Высшая степень иронии, едкая,
язвительная насмешка, выражающаяся часто в
обличениях социального характера:
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!

Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:

Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь
барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг,
шоколадный загар, золото волос, хвост
поезда, луковки церквей, лента дороги.
метафора
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
(А.Тарковский)
Анафора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А. Блок)
Эпифора
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
(М. Волошин)
Градация
Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.
(Р. Ивнев)
Антитеза
Там мертвой славе отдают
Меня – твои живые руки.
(А.Ахматова)
Антитеза
По полям и по деревне бродят только в
обилии коровы жующие, овцы блеющие и
куры кудахтающие
(И. Гончаров)
Инверсия
Петербург – петровская столица, город
Петра, город на Неве, северная столица,
вторая российская столица, северная
Венеция.
Перифраз
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Олицетворение

Усердней с каждым днём гляжу в
словарь.
Дрожал многоэтажный зал,
В его столбцах мерцают искры
И, полный молодёжи,
чувства.
Певцу раёк рукоплескал,
В подвалы слов не раз сойдёт
Потом - партер и ложи.
искусство,
С. Маршак
Держа в руке свой потайной
Всё украшало кабинет
фонарь.
Философа в осьмнадцать лет.
С. Маршак
Янтарь на трубках Цареграда,
Барка жизни встала На большой
Фарфор и бронза на столе, И,
мели.
чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале.
А. Блок
А. С. Пушкин Российский корабль, вышедший в
свободное плаванье по
Бранил Гомера, Феокрита; Зато
своенравному океану мирового
читал Адама Смита.
рынка с его штормами и ураганами,
А. С. Пушкин
вряд ли достигнет желанного
берега.
(Из газет)
Метонимия
Метафора развернутая

В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Ответом мне было красноречивое
молчание. Сверхтайное творится:
Москва, спалённая пожаром,
сейчас неповторимость
Французу отдана?
повторится.
М. Лермонтов
Н. Матвеева
Он готов бегать за каждой юбкой.
Люблю я пышное природы
Подозрительные брюки были уже
увяданье.
далеко.
А. С. Пушкин
Синекдоха
Оксюморон
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас.
А. С. Пушкин
Туманный Альбион.
Страна Восходящего Солнца.
Перифраз

10. В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.

1) Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
2) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает
свиток.
3) Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения
этого конгресса стал город на Неве.
4) Но даже сквозь уличный шум я слышу приливы, отливы весь мир
обнимающих дум.
5) Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября.
3-перифраз
В задании приведены примеры метонимии. Однако один пример
попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!
2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5) О, если б был я тусклый, как Солнце!
6) Но тих был наш бивак открытый.
5-оксюморон, сравнение

11. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.

1) «Я скажу вам откровенно, - отвечала панама, - Сноудену пальцы в
рот не клади».
2) Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и
глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно.
3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.
4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.
5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от
земли, молчалива, печальна, сурова.
6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день!
1-синекдоха
В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали
по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи.
1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души.
2) Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить.
3) И сон, как отзвук колокола, смолк.
4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и
кожей.
5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.
1-метафора, эпитеты; 4-метафора, градация, эпитет.

12. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы

составлена правильно.
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин



Б. Пастернак
метафора
сравнение
эпитет






Б. Пастернак
анафора
асиндетон
метафора
парцелляция


Такая звонкая, такая молодая
Ещё совсем недавняя весна.
олицетворение
эпитет
метафора
С. Маршак
градация

13. Ответы к заданию

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых чёрных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
Б. Пастернак
метафора
сравнение
эпитет
Во всём мне хочется дойти До самой сути.
В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, До их причины,
До оснований, до корней, До сердцевины.
Всё время схватывая нить Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
Б. Пастернак
анафора
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая
Ещё совсем недавняя весна.
олицетворение
эпитет
метафора
С. Маршак
Асиндетон (нет союзов)
метафора
Парцелляция (по всему
тексту)
градация

14. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы

составлена правильно.
Всё расчищено, предано, продано, -


Отчего же нам стало светло?
Градация,
метафора,
риторический вопрос, эпитет
А. Ахматова
Синтаксический
параллелизм
эпитет
метафора
олицетворение
инверсия
анафора







Приветливо кивает головой,



И в небесах я вижу бога.
М. Лермонтов


пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными
вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными,
резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они


А. Солженицын
метафора
сравнение
эпитет
инверсия

15. Ответы к заданию

Всё расчищено, предано, продано, -
Чёрной смерти мелькает крыло,
Всё голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Градация,
метафора,
риторический вопрос, эпитет
А. Ахматова
Синтаксический
параллелизм
эпитет
метафора
олицетворение
инверсия
анафора
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Лермонтов
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ
умиротворяющего русского пейзажа. Он - в церквах. Взбежавшие на
пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие
к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными
поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они
издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу
невидимых, поднимаются к единому небу.
А. Солженицын
метафора
сравнение
эпитет
Инверсия (последнее
предложение текста)

16. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1) Всякая человеческая голова подобна
желудку: одна переваривает
входящую в неё пищу, а другая от
неё засоряется.
2)
Сегодня старый ясень сам не
свой, - Как будто страшный сон
его тревожит. Ветвями машет,
шевелит листвой, А почему -
никто сказать не может. И листья
лёгкие в раздоре меж собой, И
ветви гнутые скрипят, друг с
другом споря.

оканчивается начало?
4) Небу под снег хотелось, Улицу бил
озноб, Ветер дрожал за целость
Вывесок, блях и скоб.
5) Только слышно, на улице где-то
одинокая бродит гармонь.
6) Утешится безмолвная печаль, и
резвая за-думается радость.
эпитет
метафора
метонимия
олицетворение
сравнение
антитеза
риторический
вопрос
синекдоха

17. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Всякая человеческая голова подобна
желудку: одна переваривает входящую в
неё пищу, а другая от неё засоряется.
2)
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой, А
почему - никто сказать не может. И
листья лёгкие в раздоре меж собой, И
ветви гнутые скрипят, друг с другом
споря.
3) Где начало того конца, которым
оканчивается начало?
4) Небу под снег хотелось, Улицу бил озноб,
Ветер дрожал за целость Вывесок, блях
и скоб.
5) Только слышно, на улице где-то одинокая
бродит гармонь.
6) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
эпитет
метафора
метонимия
олицетворение
сравнение
антитеза
риторический
вопрос
синекдоха

18. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1.Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо.





3.Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино и
посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.
4.Если б был я маленький, как Великий океан,на цыпочки волн
встал, приливом ласкался к луне бы.

6.День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
Асиндетон
Антитеза
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Оксюморон
Перифраз
Олицетворе-ние
Гипербола
Литота

19. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1.Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо.
2.Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к
сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков
никак не может пропустить; другой имеет рот величиной с
арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться
каким-нибудь немецким обедом из картофеля.
3.Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино
и посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших.
4.Если б был я маленький, как Великий океан,на цыпочки
волн встал, приливом ласкался к луне бы.
5. Швед, русский колет, рубит, режет.
6.День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
Асиндетон
Антитеза
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Оксюморон
Перифраз
Олицетворе-ние
Гипербола
Литота

20. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

1)
2)
3)
4)
Из крови, пролитой в боях,Из праха
обращенных в прах,Из мук казнённых
поколений,Из душ, крестившихся в
крови,Из ненавидящей любви,Из
преступлений, исступленийВозникнет
праведная Русь.
2) Я звал тебя, но ты не оглянулась.Я
слёзы лил, но ты не снизошла.
3) Вместо хлеба - камень, вместо
поуче-ния - колотушки.
И миг спустя мы слышим.
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.
Анафора
Оксюморон
Синтаксический
Параллелизм
Эллипсис
Эпитет
Асиндетон

21. Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены справа.

1)
2)
3)
4)
5)
Это- круто налившийся свист,
Это - щёлканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Ещё я с вами, но в вагоне.
Ещё я дома, но в пути.
Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений - на ЗИЛе длинном,
Просто талант - на «Победе».
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич».
Или ходит пешком.
Как Чехов.
Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой
дремучестью светились, горели, сияли огромные глаза.
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольца, слёзы,
Надзоры тёток, матерей
И дружба тяжкая мужей!
Анафора
Эллипсис
Градация
Инверсия
Парцелляция
Асиндетон
Синтаксическ
ий
параллелизм

22. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём
пятна.
Козьма Прутков
2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
Б. Пастернак
3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
А. Пушкин
4) Мужики - за топоры.
5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
6) Перо его местию дышит.
А. Толстой
7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
9) Вы - в каюты! Вы - в кладовые!
В. Маяковский
10) Он громко, рыдающе засмеялся.
11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
12) И упало каменное слово
На мою живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
А. Ахматова

23. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

13) У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А. Ахматова
14) Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно,
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
К. Бальмонт
15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
К. Бальмонт
16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
К. Бальмонт
17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
А. Белый
18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
А. Блок

24. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

19) Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
А. Блок
А. Блок
А. Блок
20) Я сидел у окна в переполненном зале,
Где-то пели смычки о любви.
21) О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить.
22) И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.
М. Волошин
23) Я слышу - история и человечество,
Я слышу - изгнание или отечество.
Я в книгах читаю - добро, лицемерие,
Надежда, отчаянье, вера, неверие.
Г. Иванов

25. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

24) Никто не дал мне столько горя И столько радости, как ты.
Никто не дал любви такой печальной И в то же время радостной такой.
Р. Ивнев
25) На грядках лысато и пусто,
Вдовеет в полях борозда,
Лишь пузом упругим капуста,
Как баба обновкой, горда.
26) Впереди одна тревога, и тревога позади.
С. Клычков
27) О, если б я нищ был, как миллиардер!
Н. Клюев
B. Маяковский.
28) Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт.
C. Маршак
29) Не было души более откровенной, более тонкой и более проницательной,
чем у Тургенева. Не было таланта более пленительного, чем талант Тургенева.
Не было сердца более честного и более благородного, чем сердце Тургенева.

26.

Дальнейшие задание, связанное с
анализом используемых автором в
тексте изобразительных средств,
аналогично тем, которые будут вам
предложены на экзамене ЕГЭ.
Впишите наименования тропов,
фигур речи или лексических единиц;
найдите их в каждом из
предложений.

27.

(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не
упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
(2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ
Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных
купеческих особняков. (3) И никакой провидец не предсказал тогда, что
древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от
поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей
самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла
вторая плотина, да поскупились на неё.
(4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5)
Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6)
А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит
из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах
сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь,
луковкой и шпилем - в небо! (9) Да ещё на шпиле - каким чудом? -
крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по
белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
(11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с
покосившимися домишками поспешно переселённых. (12)
Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком
прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей
нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь.
(15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша
надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит
Господь утопить.
А. Солженицын

28. Задание к тексту А. Солженицына

Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата
Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные
раздумья. В основе текста лежит символ. Чтобы передать свои
чувства, Солженицын вводит......................... (предложения 1, 4, 12).
Автор пишет с горечью и...............................предложение 5). Широко
используются............(предложения 3, 11, 12). Особая
выразительность достигается за счёт..............................
(предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных
средств....................(8,17).
Список терминов:
1) метафора

3)ирония

5)эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова

9) сравнение

Ответ: 2, 3,5,9,1

29. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) Лермонтов всегда искал в людях масштабности мыслей, чувств,
желаний. (2) И не находил. (3) Поэтому жить среди людей ему было
невыносимо тяжело: ему приходилось постоянно нагибаться к ним,
чтобы понять, отчего столь ничтожны их мысли и чувства. (4)
Поэтому он любил одиночество. (5) Однако его душа вмещала весь
мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом
мире. (6) Страха не знало его сердце, но оно постоянно
испытывало боль. (7) Такую боль обычное человеческое сердце не
могло выдержать. (8) Может быть, именно этим и объясняется его
нелепая смерть на нелепой дуэли.
Список терминов:
1)ирония
2) парцелляция
3)анафора
4)градация
5).гипербола
6) эпифора
7)синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора

30. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) Питерские тренеры по фигурному катанию считаются лучшими
в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото.
(2) А поэтому вполне логично, что именно в северной столице
открыли первую в нашей стране Академию фигурного катания. (3)
Теперь питерским фигуристам, как опытным, так и совсем юным,
есть где развернуться. (4) Во время торжественного открытия
Академии собравшиеся гости смогли увидеть выступления звёзд
фигурного катания, имена которых известны всей России.
Список терминов:
1) разговорные слова
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) метонимия
5)гипербола
6) перифраз
7) синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора

31. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.

(1) На закате, до вечернего чая, он садился на велосипед, упирался руками в
рулевые рога и катил прямо в зарю. (2) Он избирал всегда один и тот же путь.
(3) Он знал этот путь, то узкий, утрамбованный, бегущий вдоль опасной
канавы, то мощённый булыжниками, по которым прыгало переднее колесо, то
изрытый коварными колеями, то гладкий, розоватый, твёрдый. (4) Он знал
этот путь на ощупь и на глаз, как знаешь живое тело, и катил по нему без запин
ки, вдавливая в шелестящую пустоту упругие педали.
(5) В сосновом перелеске на шероховатых стволах вечернее солнце лежало
огненно-румяными полосками. (6) Иногда на шоссе он останавливался и,
опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что
бывают только.в России, далёкую, зубчатую, чёрную. (7) И над ней золотой
запад был пересечён одним только лиловатым облаком, из-под которого
веером расходились лучи.
Список терминов:
1) полисиндетон
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) литота
5)гипербола
6) перифраз
7) анафора
8) сравнение
9) эпитет
10) метафора

32. рассматриваются языковые особенности текста. Некото

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте



цифру 0.
(1) Города вообще полны раздражения. (2) Большие города переполнены им. (3) Но
Москва в этом абсолютный чемпион. (4) И неудивительно: вот сколько народу вокруг,
надоели все невыносимо. (5) Москва недавно объявлена научными исследователями то
ли самым, то ли одним из самых грубых городов мира. (6) Хуже нас, кажется, только
Бомбей. (7) Дело даже не в прямой грубости, к которой мы склонны, естественно, больше,
чем воспитанные веками тесного общежития европейцы или американцы, уважающие
друг друга ещё с тех времен, когда взаимное уважение внедрялось кольтами и винчесте
рами. (8) Но сейчас не о грубости речь, а именно о раздражении, чаще всего скрытом, от
которого страдает больше всего сам раздражённый. (9) Боже мой, как же они все достали!
(10) Едущие не по правилам, идущие напролом, забросавшие всё вокруг мусором! (11)
Девушки, говорящие между собой на всю улицу матом. (12) И юноши с пивными
бутылками и банками, пьющие на ходу...
(13) Как нам, несчастным, не повезло с земляками! (14) Между тем они - это мы и есть. (15)
Только что подрезав чужую машину, да ещё и выехав при этом на встречную, мы бесимся,
будучи сами подрезанными или еле разминувшись с каким-то козлом, захватившим часть
нашей полосы. (16) Не уступив в дверях дорогу выходящему, психуем через несколько
минут, выходя через ту же дверь и упираясь в безостановочно прущую навстречу толпу.
(17) Вздрагивая от громкого и непереносимо неприличного разговора за спиной, не
вспоминаем, какими словами только что пользовались в своей компании, причём во
всеуслышание. (18) И никогда не доходим до урны с окурком: в кармане его прятать, что
ли? (19) Всё равно кругом свалка!
(20) В одном магазине, куда я иногда захожу, стены зеркальные. (21) И всегда происходит
одно и то же: глянешь нечаянно - это что же за урод идёт рядом?! (22) Не сразу
сообразишь, что это ты сам и есть. (23) Просто посмотрел со стороны и проникся есте
ственным чувством отвращения к ближнему своему. (24) Чувство объяснимое. (25) Но
жизнь не украшает.
По А. Кабакову

33. Задание к тексту А. Кабакова

Проблема, которую поднимает в своей статье писатель А. Кабаков,
касается каждого из нас. Содержание статьи обусловило
особенности её языка, в частности использование.....................,
например как же они все достали (предложение 9), бесимся
(предложения 15). Интонационная выразительность речи
достигается за счёт..............(предложения 18, 21), а также
использования восклицательных предложений. С этой же целью, а
также для достижения композиционной цельности текста
автор прибегает к такой фигуре речи, как...........................
(предложения 10, 11 и 12; 15, 16 и 17). Выразительность речи
обеспечивает также введение...........................(предложения 1, 2, 3)
и................................, например взаимное уважение внедрялось
кольтами и винчестерами (предложение 7).
Список терминов:
1) метонимия
2) индивидуально-авторские слова
3) синекдоха
4) ряды однородных членов предложения
5)эпитеты
6) литота
7) разговорные и просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм

34. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некото

Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина
из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите
цифру 0.
(1) Для каждого реальность в нём самом. (2) И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из
отдельных «Я», хоть на живую нитку сшитых, а получается общество. (3) Некое одно,
сделанное из одиночеств. (4) А самый удивительный парадокс - это город. (5) Город, сое
диняющий одиночества. (6) Ведь потребность быть одному почти совпадает с
самосохранением. (7) И если люди объединяются в социум, то лишь затем, чтобы ценою
упорного труда купить возможность быть друг без друга. (8) Копят монету к монете, чтобы
приобрести стены. (9) Там, за стенами и шторами, их одиночества организованы и
тщательно запрятаны.(10) Думая примерно так, я свернул на Страстной бульвар, и на меня
потянуло дымком и жаром. (11) Укладывали асфальт. (12) И в это время я увидел в шаге от
меня тоненькую, бледную полудевочку-полудевушку. (13) В складках меж длинных и узких
бровей, в лёгком дрожании губ мне почудилось одиночество, о котором я только что
размышлял. (14) Я сделал несколько шагов в сторону, продолжая наблюдать за девушкой.
(15) Она круто повернула голову, и мы оказались глаза в глаза.
- (16) Зачем вы смотрите?
(17) Не сопротивляясь вдруг прихлынувшим, долго томившим мыслям, я начал говорить,
что человек человеку или волк, или призрак. (18) Волк - отнимает всё, сжирает
безжалостно. (19) Ну а если призрак - скользнёт и исчезнет, не оставив и следа, равно
душный и холодный.
(20) Договорив, я увидел обернувшееся ко мне, всё так же юно улыбающееся лицо.
- (21) Мне сюда, - (22) сказала она раздумчиво и взошла на ступеньку подъезда. (23)
Теперь мы оказались одного роста.
(24) И чуть помолчав, добавила:
- (25) Пусть так. (26) Но есть и третья формула: ведь в конце концов, человек человеку...
человек.
По С. Кржижановскому

35. Задание к тексту С. Кржижановского

Эссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё в 30-е годы
прошлого века, поднимает проблему, извечно стоящую перед
человеком. Автор строит всё эссе на основе такого тропа,
как.................................(предложения 2, 3, 5, 7, 8, 9,17,
18, 19). Выразительность речи придают..............., например
тоненькую, бледную полудевочку (предложение 12), в легком
дрожании губ (предложение 13), призрак... равнодушный и холодный
(предложение 19). Этой же цели служит.................,
например на живую нитку сшитых (предложение 2), ценою упорного
труда (предложение 7), человек человеку волк (предложение 17).
Разнообразие и выразительность ритмического
рисунка текста достигается за счёт................................
(предложения 3, 5).
Список терминов:
3) ирония
4) устойчивые словосочетания, фразеологизмы
5) эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм

36.

Средства выразительности
также помогут Вам понять
авторское отношение к
изображаемому.

37. Обратимся к уже знакомому тексту.

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде
редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин
испепеляющей страстью - любую статью или заметку выправить от
начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. (4)С
утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни
времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье,
проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. (5)Ермолкину
приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта.
(б)Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них,
дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось
священнодействие.
(7)Нацелив на верстку, острый карандаш, Ермолкин пристально
вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если
попадалось среди них хоть одно живое.
Изобразительно-выразительные средства языка
Авторская ирония,
Инверсия
Градация,
Сравнение

Теоретическая часть

Умение анализировать лирические произведения, эпизоды прозаического текста составляет один из важнейших навыков литературной и языковой подготовки. Среди других требований этой работы наиболее трудным является нахождение в тексте изобразительных выразительных средств, а также определение цели их использования автором. В приведенной ниже таблице представлены основные средства художественной речи, примеры их использования. С некоторыми из них вы уже знакомы, другие сможете определить в процессе учебы в нашем лицее.

Языковое средство

Определение

Пример

Анафора (единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложения

Руки отпускаются , когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое.

Руки отпускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки отпускаются , когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».

Вот от чего опускаются руки!

(Р.Рождественский)

Антитеза (противопоставления )

Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста

Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья.

Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии.

Безумный безудерж Достоевского- и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)

Вопросно-ответная форма изложени

Многие считают,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов.

Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.

Гипербола

Художественное преувеличение.

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко).

Градация

Синтаксическая конструкция,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Вед и правда:что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости ,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.(Л.Пантелеев)

Гротеск

Художественное преувеличение до невероятного, фантастического.

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин)

Инверсия

Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия –перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке,чем это установлено грамматическими правилами).

Вышел месяц ночью темной , одиноко глядит из черного облака на п оля пустынные , на деревни дальние , на деревни ближние .(М.Неверов)

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н.Гладков)

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)

Ирония

Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Продаются мужские костюмы,фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов)

Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы.

Контекстные (или контекстуальные)анонимы

Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей.(С.Довлатов)

Контекстные (или контекстуальные) синонимы

Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина , не вызывающая никаких воспоминаний,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин)

То было ведение…

Предо мною появились два ангела..два гения.

Я говрю: ангелы..гении -потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.(И.Тургенев)

Лексический повтор

Повторение в тексте одного и того же слова.

- Эти люди – ваши родственники ?

-Да, - сказал он.

- Все эти люди – родственники ?

-Безусловно, - сказал он.

- Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)

Литота

Художественное приуменьшение.

Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных .(В. Астафьев)

Метафора (в том числе развернутая)

Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора. последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, ………опрокинулся и затонул.

Она очищается, душа – то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра …. (Н. Гоголь)

Метонимия

Перенос значение (переименование) на основе смежности явлений.

Зима. Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В. Шукшин) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора (В. Астафьев). Черные фраки носились врось и кучами там и там. (Н. Гоголь).

Однородные члены предложения

Синтаксическое средство выразительности, позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо

Б)увидеть динамику действия

В) в деталях увидеть, услышать, понять что –либо.

Пением органа наполнены своды собора. С неба. сверху. плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок. то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья ….

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, прочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

Если суждено нам умереть, сгореть, исчезнуть , то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (В. Астафьев)

Оксиморон

Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)

Окказионализмы

Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялись за счет прав других.(А. Солженицын)

Олицетворение(персонифи-кация)

Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше….. Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин)

Парцеллярия

Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.

Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт . (С.Довлатов)

Перифраза

Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.

Особое место занимало у него в словаре слово «золото».

Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть -«черное золото». Хлопок -«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович)

Риторический вопрос

Выражение утверждения в вопросительной форме.

Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)

Риторическое восклицание

Выражение утверждения в восклицательной форме.

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)

Риторическое обращение

Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович)

И вы , душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)

Сарказм

Едкая ирония.

И каждый раз, откровенно халтуря на работе(«сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)

Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)

Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:

1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п.

Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…

2) С помощью слов похожий на,похож на, подобен, напоминает, Схож с…

И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта .

3)Родительным падежом существительного.

Лак на скрипке был цвета крови.

4)Творительным падежом существительного.

Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному…

5)Сравнительный оборот.

Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

6)Отрицанием (т.е не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому).

Не скрипка- душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.

7)Придаточным сравнительным.

Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом , как в старину изображали немецких миннезингеров

Синтаксический параллелизм

Одинаковое(параллельное)построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев.

Что такое канцелярит?

Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность.

Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.(Н.Гоголь)

Эпитет

Художественное определение,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Есть только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыку гения , а не звериный рев убийцы. (В.Астафьев)

Эпифора

Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.

Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем . Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем.

Приводим варианты выполнения заданий

а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.

Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

И.С.Тургенев «Голуби»

(из цикла «стихотворения в прозе»)

Ответ: 1) Визжит ветер – олицетворение

2) стреляет как из пушки – сравнение

3) рьяный ливень – эпитет

б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

Ответ:

мечется как бешенный

словно в клочья разорванные облака

закачался отвесными столбами ливень

стреляет как из пушки

При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

Тренировочные тесты

«3» - 5-6 правильных ответов.

Тест 1.

Задание:

1. Под ним струя светлей лазури.

(М. Лермонтов.)

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.

3. Задремали звёзды золотые.

(С. Есенин.)

4. Впереди – пустынный сентябрьский день.

(К. Паустовский.)

5 . Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

(Д. Самойлов.)

6 . Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,

детьми, и вместе с нами вставали.

(М. Пришвин.)

7. Она щебечет и поёт

В преддверье бора,

как бы оберегая вход

В лесные норы.

(Б. Пастернак.)

8. В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин.)

9. Скоро Осень проснется

и заплачет спросонья.

(К. Бальмонт.)

10. Но предстоит еще заледенеть,

И уж не петь, а, как броня, звенеть.

(Д. Самойлов.)

Ответы: 1 .Сравнение(простое). 2. Гипербола. 3 .Олицетворение. 4 .Эпитет. 5 .Однородные члены предложения. 6 .Олицетворение. 7 .Сравнение. 8 .Метафора 9. Олицетворени 10 .Сравнение.

Тест 2 .

Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)

2. Мальчик с пальчик.

3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)

4. Когда народ….

Белинского и Гоголя

С базара понесет. (Н.Некрасов)

5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)

6. Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

7. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень,

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)

10. И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)

Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 .Сравнение 4. Метонимия 5 .Обращение 6 .Лексический повтор 7 .Антитеза 8 .Гипербола 9 .Сравнение 10 . Метафора