Что такое нод и взаимно простые числа. Взаимно простые числа: определение, примеры и свойства

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 6 класс по математике на тему:

  • Глава I. Обыкновенные дроби.
    § 1. Делимость чисел:
    6. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
  • 146 Найдите все общие делители чисел 18 и 60; 72, 96 и 120; 35 и 88.
    РЕШЕНИЕ

    147 Найдите разложение на простые множители наибольшего общего делителя чисел a и b, если a = 2·2·3·3 и b = 2·3·3·5; a = 5·5·7·7·7 и b = 3·5·7·7.
    РЕШЕНИЕ

    148 Найдите наибольший общий делитель чисел 12 и 18; 50 и 175; 675 и 825; 7920 и 594; 324, 111 и 432; 320, 640 и 960.
    РЕШЕНИЕ

    149 Являются ли взаимно простыми числа 35 и 40; 77 и 20; 10, 30, 41; 231 и 280?
    РЕШЕНИЕ

    150 Являются ли взаимно простыми числа 35 и 40; 77 и 20; 10, 30, 41; 231 и 280?
    РЕШЕНИЕ

    151 Запишите все правильные дроби со знаменателем 12, у которых числитель и знаменатель взаимно простые числа.
    РЕШЕНИЕ

    152 Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?
    РЕШЕНИЕ

    153 Для поездки за город работникам завода было выделено несколько автобусов, с одинаковым числом мест. 424 человека поехали в лес, а 477 - на озеро. Все места в автобусах были заняты, и ни одного человека не осталось без места. Сколько автобусов было выделено и сколько пассажиров было в каждом из них?
    РЕШЕНИЕ

    154 Вычислите устно столбиком
    РЕШЕНИЕ

    155 С помощью рисунка 7 определите, являются ли числа a, b и c простыми.
    РЕШЕНИЕ

    156 Существует ли куб, ребро которого выражается натуральным числом и у которого сумма длин всех ребер выражается простым числом; площадь поверхности выражается простым числом?
    РЕШЕНИЕ

    157 Разложите на простые множители числа 875; 2376; 5625; 2025; 3969; 13125.
    РЕШЕНИЕ

    158 Почему если одно число можно разложить на два простых множителя, а второе - на три, то эти числа не равны?
    РЕШЕНИЕ

    159 Можно ли найти четыре различных простых числа, чтобы произведение двух из них равнялось произведению двух других?
    РЕШЕНИЕ

    160 Сколькими способами в девятиместном микроавтобусе могут разместиться 9 пассажиров? Сколькими они способами могут разместиться, если один из них хорошо знающий маршрут сядет рядом с водителем?
    РЕШЕНИЕ

    161 Найдите значения выражений (3 · 8 · 5-11):(8 · 11); (2 ·2 ·3 ·5 ·7):(2 ·3 ·7); (2 · 3 · 7 ·1 ·3):(3 ·7); (3 ·5 · 11 · 17 · 23):(3 · 11 ·17).
    РЕШЕНИЕ

    162 Сравните 3/7 и 5/7; 11/13 и 8/13;1 2/3 и 5/3; 2 2/7 и 3 1/5.
    РЕШЕНИЕ

    163 С помощью транспортира постройте AOB=35° и DEF = 140°.
    РЕШЕНИЕ

    164 1) Луч ОМ разделил развернутый угол AOB на два: AOM и MOB. Угол АОМ в 3 раза больше MOB. Чему равны углы АОМ и ВОМ. Постройте их. 2) Луч ОК разделил развернутый угол COD на два: СОК и KOD. Угол СОК в 4 раза меньше KOD. Чему равны углы СОК и KOD? Постройте их.
    РЕШЕНИЕ

    165 1) Рабочие отремонтировали дорогу длиной 820 м за три дня. Во вторник они отремонтировали 2/5 этой дороги, а в среду 2/3 оставшейся части. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие в четверг? 2) На ферме содержатся коровы, овцы и козы, всего 3400 животных. Овцы и козы вместе составляют 9/17 всех животных, а козы составляют 2/9 общего числа овец и коз. Сколько на ферме коров, овец и коз?
    РЕШЕНИЕ

    166 Представьте в виде обыкновенной дроби числа 0,3; 0,13; 0,2 и в виде десятичной дроби 3/8; 4 1/2; 3 7/25
    РЕШЕНИЕ

    167 Выполните действие, записав каждое число в виде десятичной дроби 1/2 + 2/5; 1 1/4 + 2 3/25
    РЕШЕНИЕ

    168 Представьте в виде суммы простых слагаемых числа 10, 36, 54, 15, 27 и 49 так, чтобы слагаемых было возможно меньше. Какие предложения о представлении чисел в виде суммы простых слагаемых вы можете высказать?
    РЕШЕНИЕ

    169 Найдите наибольший общий делитель чисел a и b, если a = 3·3·5·5·5·7, b = 3·5·5·11; a = 2·2·2·3·5·7, b = 3·11·13 .

    Конкурс молодых педагогических работников

    Брянской области

    «Педагогический дебют – 2014»

    2014-2015 учебный год

    Урок закрепления по математике в 6 классе

    по теме «НОД. Взаимно простые числа»

    Место выполнения работы: МБОУ «Глинищевская СОШ» Брянского района

    Цели:

    Образовательные:

    • Закрепить и систематизировать изученный материал;
    • Отработать навыки разложения чисел на простые множители и нахождения НОД;
    • Проверить знания учащихся и выявить пробелы;

    Развивающие:

    • Способствовать развитию логического мышления учащихся, речи и навыков мыслительных операций;
    • Способствовать формированию умения подмечать закономерности;
    • Способствовать повышению уровня математической культуры;

    Воспитательные:

    • Способствовать формированию интереса к математике; умения высказывать свои мысли, слушать других, отстаивать свою точку зрения;
    • воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания;
    • прививать навыки аккуратности ведении тетради.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа.

    Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.

    Ход урока:

    1. Организационный момент .

    «Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок.

    Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.

    Пожелайте друг другу успехов глазами.

    И вперед за новыми знаниями».

    Друзья, на столах вы видите «Оценочный лист», т.е. помимо моего оценивания, вы сами себя будете оценивать, выполнив каждое задание.

    Оценочный лист

    Ребята, какую тему вы изучали на протяжении нескольких уроков? (Учились находить наибольший общий делитель).

    А как вы считаете, чем мы с вами займемся сегодня? Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы продолжим работу с наибольшим общим делителем. Тема нашего урока: “Наибольший общий делитель”. На этом уроке мы будем находить наибольший общий делитель нескольких чисел, и решать задачи, используя знания о нахождении наибольшего общего делителя.).

    Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока: “Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа”.

    1. Актуализация знаний

    Несколько теоретических вопросов

    Верно ли высказывания. «да» - __; «нет» - /\. Слайд 3-4

    • Простое число имеет ровно два делителя; (верно)
    • 1 является простым числом; (не верно)
    • Наименьшее двузначное простое число – это 11; (верно)
    • Наибольшее двузначное составное число – это 99; (верно)
    • Числа 8 и 10 взаимно простые (не верно)
    • Некоторые составные числа нельзя разложить на простые множители; (не верно).

    Ключ: _ /\ _ _/\ /\.

    Оценили свою устную работу в оценочном листе.

    1. Систематизация знаний

    Сегодня на нашем уроке будет присутствовать немного волшебства.

    А где встречается волшебство? (в сказке)

    Догадайтесь по рисунку, в какую сказку мы попадем. (Слайд 5 ) Сказка Гуси- лебеди. Абсолютно верно. Молодцы. А теперь давайте все вместе попытаемся вспомнить содержание этой сказки. По цепочки очень кратко.

    Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок. Отец с матерью ушли на работу и попросили дочку присмотреть за братцем.

    Посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Когда девочка вернулась, братца уже не было. Она начала его искать, она кричала, звала его, но никто не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только увидела: метнулись вдалеке гуси- лебеди и пропали за темным лесом. Тут девочка и поняла, что они унесли ее братца. Она уже давно знала, что гуси- лебеди уносили маленьких детей.

    Бросилась она за ними. По дороге она встретила печку, яблоню, речку. Но речка у нас не молочная в кисельных берегах, а обычная, в которой очень- очень много рыбы. Ни один из них не подсказал, куда полетели гуси, т. к она сама не стала выполнять их просьбы.

    Долго девочка бегала по полям, по лесам. День уже клонится к вечеру, вдруг она видит - стоит избушка на курей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на лавочке у окошка сидит её братец. Девочка не сказала, что пришла за братцем, а солгала, сказав, что заблудилось. Если бы не маленькая мышка, которую она покормила кашкой, то её Баба-Яга зажарила бы в печке и съела. Девочка скорее схватила братца и побежала домой. Гуси – лебеди их заметили и полетели вдогонку. А доберутся ли они благополучно домой – все теперь зависит от нас, ребята. Продолжим рассказ.

    Бегут они, бегут и добежали до речки. Попросили они помочь речку.

    Но речка поможет им спрятаться лишь в том случае, если вы, ребята, «выловите» все рыбки.

    Сейчас вы поработаете в парах. Каждой паре я раздаю конверт – сеть, в которой запутались по три рыбки. Ваша задача, достать всех рыбок, записываем №1 и решаем

    Задания на рыбках. Докажите, что числа взаимно простые

    1) 40 и 15 2) 45 и 49 3) 16 и 21

    Взаимопроверка. Обратите внимание на критерии оценивания. Слайд 6-7

    Обобщение: Как доказать, что числа взаимно простые?

    Поставили оценку.

    Молодцы. Помогли девочке с мальчиком. Укрыла их речка под своим бережком. Гуси-лебеди пролетели мимо.

    В знак благодарности Мальчик проведет для вас физ.минутку (видео) Слайд 9

    В каком случае яблоня их спрячет?

    Если девочка попробует её лесного яблочка.

    Верно. Давайте все вместе будем «есть» лесные яблоки. А яблоки на ней не простые, с заданиями необычными, называется ЛОТО. Яблоки большие «едим» одно на группу, т.е. работаем в группах. Найдите НОД в каждой клеточки на маленьких карточках ответ. Когда все клеточки закроются, переверните карточки и должна получится картинка.

    Задания на лесных яблочках

    Найдите НОД:

    1 группа

    2 группа

    НОД(48,84)=

    НОД (60,48)=

    НОД(60,80)=

    НОД (80,64)=

    НОД (12,15)=

    НОД(15,20)=

    НОД (50,30)=

    НОД (12,16)=

    3 группа

    4 группа

    НОД (123,72)=

    НОД(120,96)=

    НОД(90,72)=

    НОД(15;100)=

    НОД(45,30)=

    НОД (15,9)=

    НОД(14,42)=

    НОД (34,51)=

    Проверка: прохожу по рядам проверяю картинку

    Обобщение: Что нужно сделать, чтобы найти НОД?

    Молодцы. Яблоня их заслонила ветвями, прикрыла листьями. Гуси – лебеди потеряли их и полетели дальше. А дальше?

    Они снова побежали. Недалеко уже оставалось, тут гуси их увидели, начали крыльями бить, хотят братца из рук вырвать. Добежали они до печки. Печка спрячет их, если девочка попробует ржаного пирожка.

    Давайте, поможем девочке. Задание по вариантам, тест

    ТЕСТ

    Тема

    Вариант 1

    1. Какие из чисел являются общими делителями чисел 24 и 16?

    1) 4, 8; 2) 6, 2, 4;

    3) 2, 4, 8; 4) 8, 6.

    1. Является ли число 9 наибольшим общим делителем чисел 27 и 36?
    1. да; 2) нет.
    1. Даны числа 128, 64 и 32. Какое из них является наибольшим делителем всех трех чисел?

    1) 128; 2) 64; 3) 32.

    1. Являются ли числа 7 и 418 взаимно простыми?

    1) да; 2) нет.

    1) 5 и 25;

    2) 64 и 2;

    3) 12 и 10;

    4) 100 и 9.

    ТЕСТ

    Тема : НОД. Взаимно простые числа.

    Вариант 1

    1. Какие из чисел являются общими делителями чисел 18 и 12?

    1) 9, 6, 3; 2) 2, 3, 4, 6;

    3) 2, 3; 4) 2, 3, 6.

    1. Является ли число 4 наибольшим общим делителем чисел 16 и 32?
    1. да; 2) нет.
    1. Даны числа 300, 150 и 600. Какое из них является наибольшим делителем всех трех чисел?

    1) 600; 2) 150; 3) 300.

    1. Являются ли числа 31 и 44 взаимно простыми?

    1) да; 2) нет.

    1. Какие из чисел являются взаимно простыми?

    1) 9 и 18;

    2) 105 и 65;

    3) 44 и 45;

    4) 6 и 16.


    Проверка. Самопроверка со слайда. Критерии оценивания. Слайд 10-11

    Молодцы. Пирожки съели. Девочка с братцем сели в устьице и спрятались. Гуси-лебеди полетели-полетели, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге.

    Девочка поблагодарила печку и побежала домой.

    Скоро и отец с матерью пришли с работы.

    Итог урока. Пока мы помогали девочке с мальчиком, какие темы мы повторили? (Нахождение НОД двух чисел, взаимно простые числа.)

    Как найти НОД нескольких натуральных чисел?

    Как доказать что числа взаимно простые?

    В течение урока за каждое задания я выставляла вам оценки и вы оценивали себя. Сравнив их, будет выставлен средний балл за урок.

    Рефлексия .

    Дорогие друзья! Подводя итоги урока, мне бы хотелось услышать ваше мнение об уроке.

    • Что интересного и поучительного было на уроке?
    • Можно ли мне быть уверенным, что с задачами такого типа вы справитесь?
    • Какие из задач оказались наиболее трудными?
    • Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?
    • Какие проблемы породил этот урок?
    • Как вы оцениваете роль учителя? Помог ли он вам овладеть умениями и знаниями для решения задач такого типа?

    На дерево приклеить яблоки. Кто справился со всеми заданиями, и было все понятно – приклейте красное яблоко. У кого был вопрос – зеленое, кому было не понятно – желтое. Слайд 12

    Верно ли утверждение? Наименьшее двузначное простое число – это 11

    Верно ли утверждение? Наибольшее двузначное составное число – это 99

    Верно ли утверждение? Числа 8 и 10 взаимно простые

    Верно ли утверждение? Некоторые составные числа нельзя разложить на простые множители

    Ключ к диктанту: _ /\ _ _ /\ /\ Критерии оценки Нет ошибок – « 5 » 1-2 ошибки – « 4 » 3 ошибки – « 3 » Больше трех – « 2 »

    Докажите, что числа 16 и 21 взаимно простые 3 Докажите, что числа 40 и 15 взаимно простые Докажите, что числа 45 и 49 взаимно простые 2 1 40=2·2·2·5 15=3·5 НОД(40; 15)=5, числа не взаимно простые 45=3·3·5 49=7·7 НОД(45; 49)=, числа взаимно простые 16=2·2·2·2 21=3·7 НОД(45; 49)=1, числа взаимно простые

    Критерии оценки Нет ошибок – « 5 » 1 ошибка – « 4 » 2 ошибки – « 3 » Больше двух – « 2 »

    1 группа НОД(48,84)= НОД (60,48)= НОД (12,15)= НОД(15,20)= 3 группа НОД(123,72)= НОД (120,96)= НОД (45,30)= НОД(15,9)= 2 группа НОД(60,80)= НОД (80,64)= НОД (50,30)= НОД(12,16)= 4 группа НОД(90,72)= НОД (15,100)= НОД (14,42)= НОД(34,51)=

    Задания от печки В1 3 2. 1 3. 3 4. 1 5. 4 В2 4 2. 2 3. 2 4. 1 5. 3

    Критерии оценки Нет ошибок – « 5 » 1-2 ошибки – « 4 » 3 ошибки – « 3 » Больше трех – « 2 »

    Рефлексия мне было все понятно, со всеми заданиями я справился были небольшие трудности, однако я с ними справился осталось несколько вопросов


    Одинаковых подарков можно составить из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Чебурашка», если надо использовать все конфеты?

    Решение. Каждое из чисел 48 и 36 должно делиться на число подарков. Поэтому сначала выпишем все делители числа 48.

    Получим: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 16, 24, 48.

    Затем выпишем все делители числа 36.

    Получим: 1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 18, 36.

    Общими делителями чисел 48 и 36 будут: 1, 2, 3, 4, 6, 12.

    Видим, что наибольшим из этих чисел является 12. Его называют наибольший общим делителем чисел 48 и 36.

    Значит, можно составить 12 подарков. В каждом подарке будет 4 конфеты «Ласточка» (48:12=4) и 3 конфеты «Чебурашка» (36:12=3).

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Запомните!

    Если натуральное число делится только на 1 и на само себя, то оно называется простым.

    Любое натуральное число всегда делится на 1 и на само себя.

    Число 2 — наименьшее простое число. Это единственное чётное простое число, остальные простые числа — нечётные.

    Простых чисел много, и первое среди них — число 2 . Однако нет последнего простого числа. В разделе «Для учёбы» вы можете скачать таблицу простых чисел до 997 .

    Но многие натуральные числа делятся нацело ещё и на другие натуральные числа.

    Например:

    • число 12 делится на 1 , на 2 , на 3 , на 4 , на 6 , на 12 ;
    • число 36 делится на 1 , на 2 , на 3 , на 4 , на 6 , на 12 , на 18 , на 36 .

    Числа, на которые число делится нацело (для 12 это 1, 2, 3, 4, 6 и 12 ) называются делителями числа.

    Запомните!

    Делитель натурального числа a — это такое натуральное число, которое делит данное число «a » без остатка.

    Натуральное число, которое имеет более двух делителей называется составным.

    Обратите внимание, что числа 12 и 36 имеют общие делители. Это числа: 1, 2, 3, 4, 6, 12 . Наибольший из делителей этих чисел — 12 .

    Общий делитель двух данных чисел «a » и «b » — это число, на которое делятся без остатка оба данных числа «a » и «b ».

    Запомните!

    Наибольший общий делитель (НОД) двух данных чисел «a » и «b » — это наибольшее число, на которое оба числа «a » и «b » делятся без остатка.

    Кратко наибольший общий делитель чисел «a » и «b » записывают так :

    НОД (a; b) .

    Пример: НОД (12; 36) = 12 .

    Делители чисел в записи решения обозначают большой буквой «Д».

    Д (7) = {1, 7}

    Д (9) = {1, 9}

    НОД (7; 9) = 1

    Числа 7 и 9 имеют только один общий делитель — число 1 . Такие числа называют взаимно простыми числами .

    Запомните!

    Взаимно простые числа — это натуральные числа, которые имеют только один общий делитель — число 1 . Их НОД равен 1 .

    Как найти наибольший общий делитель

    Чтобы найти НОД двух или более натуральных чисел нужно:

    1. разложить делители чисел на простые множители;

    Вычисления удобно записывать с помощью вертикальной черты. Слева от черты сначала записываем делимое, справа — делитель. Далее в левом столбце записываем значения частных.

    Поясним сразу на примере. Разложим на простые множители числа 28 и 64 .


    1. Подчёркиваем одинаковые простые множители в обоих числах.
      28 = 2 · 2 · 7

      64 = 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2

    2. Находим произведение одинаковых простых множителей и записать ответ;
      НОД (28; 64) = 2 · 2 = 4

      Ответ: НОД (28; 64) = 4

    Оформить нахождение НОД можно двумя способами: в столбик (как делали выше) или «в строчку».

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 57

    городского округа Тольятти

    «Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

    Учитель Костина Т.К.

    г. о. Тольятти

    Тема урока: «Наибольший общий делитель.

    Взаимно простые числа»

    Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Делители и кратные», «Признаки делимости на 10, 5, 2, 3, 9», « Простые и составные числа», «Разложение на простые множители»»

    Цели урока :


    1. Образовательная: изучить понятия НОД и взаимно простых чисел; научить учащихся находить НОД чисел; создать условия для выработки умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

    2. Воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности.

    3. Развивающая: развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.
    Оборудование урока: Таблицы НОД, учебники, карточки-задания в 4 вариантах с образцами решения, слайды с изображением животных, карта Самарской области, фотографии ВАЗа.

    Ход урока

    Минутки логических задачУстная работа.

    1. Бабушка и дедушка принесли из сада для двух своих внуков по нечетному числу абрикос. Можно ли эти абрикосы разделить поровну между внуками? [можно]

    2. От одного села до другого 3 км. Из этих сел навстречу друг другу с одной и той же скоростью вышли два человека. Встреча произошла через полчаса. Найдите скорость каждого.

    3.Турист прошел 2/5 всего пути. После этого ему осталось пройти на 4 км больше, чем он прошел. Найдите весь путь.

    4. Число яиц в корзине меньше 40. Если их сосчитать парами, то останется 1 яйцо. Если же сосчитать их тройками, то все равно останется по одному яйцу. Сколько яиц в корзине? (31)

    2. Повторение.

    По таблице повторяем определение делителя, кратного, признаки делимости, определение простых и составных чисел. На экране слайды с изображением животных, карта Самарской области, фотографии ВАЗа.

    3. Изучение нового материала в форме беседы.


    • Назовите делители числа 18, 21, 24.

    • Площадь ВАЗа 500 га. На какие простые множители можно разложить это число? 500=2*5*2*5*5=2 2 *5 3

    • Назовите общие делители чисел 120 и 80.

    • Масса медведя 525 кг. Масса слона 5025 кг. Назовите несколько общих делителей

    • Бобер весит 24 кг, а его длина 97 см. Какие эти числа простые или сложные? Назовите их общие делители.

    • 56640 т кислорода расходует 1 пассажирский самолет за 9 часов работы. Такое количество кислорода выделяется при фотосинтезе 35000 га леса. Назовите несколько делителей этого числа.

    • Какие из этих чисел простые, а какие составные? 111, 313, 323, 437, 549, 677, 781, 891?
    Легенда гласит, что когда один из помощников Магомета – мудрец Хозрат Али садился на коня, подошедший к нему человек спросил его: «Какое число делится на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 без остатка?» Мудрец ответил: «Умножь число дней в неделе на число дней в месяце (30) и на число месяцев в году. Проверьте, прав ли Хозрат Али?

    • Какое из чисел делится на все числа без остатка?

    • Какое число является делителем любого натурального числа?

    • Делится ли выражение 34*28+85*20 на 17?

    • Делится ли выражение 4132*7008 на 3?

    • Чему равно частное (3*5*2*7*13)/(5*2*13)=?

    • Чему равно произведение (2*5*5*5*3)*(2*2*2*2*3)?

    • Назовите несколько простых чисел.
    Числа соседи 2 и 3; 3 и 5; 5 и 7 –близнецы. В первой сотне 25 простых чисел. В первой тысяче – 168 простых чисел. В настоящее время самые большие числа близнецы: 1000000009649 и 1000000009681. Самое большее простое число, которое известно в настоящее время записано 25962 знаками и равно 2 8643 -1. Это очень большое число. Представим себе, маленький росток и его рост за каждый день увеличивался бы вдвое. Он рос бы 263 года и вырос бы на недосягаемую высоту во Вселенной.

    Чем дальше мы идем по натуральному ряду чисел, тем труднее находить простые числа. Представим себе, что мы летим на самолете, который летит вдоль натурального ряда. Кругом темно и только простые числа обозначены огоньками. В начале пути огоньков много, а затем все реже и реже.

    Древнегреческий ученый Евклид 2300 лет назад доказал, что простых чисел бесконечно много и что наибольшего простого числа не существует.

    Проблемой простых чисел занимались многие ученые математики, в том числе древнегреческий ученый Эратосфен. Его способ отыскания простых чисел назвали решетом Эратосфена.

    Гольдбах и Эйлер, жившие в 18 веке и бывшие членами Петербургской академии наук занимались проблемой простых чисел. Они предполагали, что всякое натуральное число можно представить в виде суммы простых чисел, но это не доказано. В 1937 году советский академик Виноградов доказал это предложение.


    • Индийский слон прожил 65 лет, крокодил – 51 год, верблюд – 23, лошадь – 19 лет. Какие из этих чисел простые и составные?

    • Зайца догоняет волк, ему надо пробраться через лабиринт. Можно пройти, если в ответе простое число [лабиринты в виде окружностей, на которых по три примера, а в центре домик]
    Следующие примеры ребята решают устно, называют простые числа.

    1. 1000-2; 250*2+9; 310/5

    2. 24/4, 2 2 +41, 23+140

    3. 10-3; 133+12; 28*5
    Задача . Какое наибольшее число одинаковых подарков можно составить из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Чебурашка», если надо использовать все конфеты.

    К задаче на доске запись:

    Делители 48: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 16, 48

    Делители 36: 1, 2, 3, 4, 6, 12, 18, 36

    НОД (48; 36) = 12  12 подарков  определение НОД делителя  правило нахождения НОД

    А как найти НОД больших чисел, когда трудно перечислить все делители. По таблице и учебнику выводим правило. Выделяем главные слова: разложить, составить, перемножить.

    Показываю примеры нахождения НОД с больших чисел, здесь можно сказать, что НОД больших чисел можно находить с помощью алгоритма Евклида. Подробно с этим алгоритмом мы познакомимся на занятиях математической школы.

    Алгоритм – это правило, по которому выполняются действия. В 9 веке такие правила дал арабский математик Альхваруими.

    4. Работа в группах по 4 человека.

    Каждый получает один из 4 вариантов заданий, где указано следующее:


    1. Ученик должен по учебнику изучить теорию и ответить на один вопрос

    2. Изучить пример нахождения НОД

    3. Выполнить задания для самостоятельной работы.
    Учитель консультирует учащихся в ходе работы. После выполнения своего задания, ребята рассказывают друг другу ответы на свои вопросы. Таким образом, к концу выполнения этой части урока, учащиеся должны знать все четыре варианта. Затем, проводится анализ всей работы, учитель отвечает на вопросы учащихся.

    В конце работы проводится небольшая самостоятельная работа.

    Карточки КСО

    Вариант 1

    1. Какое число называется простым? Какое число называется составным?

    2. Найти НОД (96; 36)

    Чтобы найти НОД чисел, надо разложить данные числа на простые множители.


    96

    2

    48

    2

    24

    2

    12

    2

    6

    2

    3

    3

    1

    36

    2

    18

    2

    9

    3

    3

    3

    1

    36=2 2 *3 2

    96=2 5 *3


    В разложение числа, являющегося НОД чисел 96 и 36, войдут общие простые множители с наименьшим показателем:

    НОД (96;36)=2 2 *3=4*3=12

    3. Решите самостоятельно. НОД(102; 84), НОД(75; 28), НОД(120; 144)

    Вариант 2

    1. Что значит разложить натуральное число на простые множители? Какое число называется общим делителем данных чисел?

    2. Образец НОД (54; 72)=18

    3. Решите самостоятельно НОД(144; 128), НОД (81; 64), НОД(360; 840)

    Вариант 3

    1. Какие числа называются взаимно простыми? Приведите пример.

    2. Образец НОД (72; 96) =24

    3. Решите самостоятельно НОД(102; 170), НОД(45; 64), НОД(864; 192)

    Вариант 4

    1. Как найти общий делитель чисел?

    2. Образец НОД (360; 432)

    3. Решите самостоятельно НОД (135; 105), НОД (128; 75), НОД(360;8400)

    Самостоятельная работа


    Вариант 1

    Вариант 2

    Вариант 3

    Вариант 4

    НОД (180; 120)

    НОД (150; 375)

    НОД (135; 315; 450)

    НОД (250; 125; 375)

    НОД (2016; 1320)

    НОД (504; 756)

    НОД (1575, 6615)

    НОД (468; 702)

    НОД (3120; 900)

    НОД (1028; 1152)

    НОД (1512; 1008)

    НОД (3375; 2250)

    5. Подведение итогов урока. Сообщение оценок за самостоятельную работу.