Природные свойства нервной системы сообщение. Природные свойства нервной системы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.

Темперамент -это качество личности, определяющие активность и эмоциональность поведения человека.

Характер (греч. χαρα κτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

С чем человек рождается, а что формируется в течении жизни? Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Тест « ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СВОЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Паспорт сангвиника Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Паспорт холерика Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Паспорт флегматика Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Паспорт меланхолика Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Наполеон Бонапарт Петр I М. Ю. Лермонтов А.И. Герцен А.В.Суворов А.С.Пушкин Павел I И.П.Павлов М.И.Кутузов И.А.Крылов Н.В.Гоголь П.И.Чайковский Тип темперамента и выдающиеся исторические личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

ТЕМА: (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

1. ЦЕЛЬ: показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Раскрыть влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

Задачи:

2. Образовательные - показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

3. Развивающие – умение определять тип темперамента.

4. Воспитывающие – правдивость в оценке типа темперамента. Умение контролировать собственные чувства и эмоции.

Оборудование : 1. Учебник С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля

обучения и траектории дальнейшего образования».

2. Дополнительный раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

  1. ЦЕЛЬ : показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Раскрыть влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

Задачи:

  1. Образовательные - показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.
  2. Развивающие – умение определять тип темперамента.
  3. Воспитывающие – правдивость в оценке типа темперамента. Умение контролировать собственные чувства и эмоции.

Оборудование : 1. Учебник С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля

обучения и траектории дальнейшего образования».

2. Дополнительный раздаточный материал.

Ход урока:

Темперамент и профессия.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком.

В.Вундт

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.

Задание №1. Темперамент и свойства нервной системы.

Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. Иван Павлов выделял те же типы нервной системы и у собак.

В отличие от собак мы можем осознавать свои качества и с ними работать.

Задание №1. Определение темперамента.

13. Меня легко обидеть.

24. Я могу опоздать.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

Каждый отрицательный ответ на вопросы № 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы №1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37,39 .

Запишите сумму на строке Экстраверсия (общительность).

0-5 баллов . Если вы набрали меньше 6 баллов, вы – интроверт. Интроверт (от латинского «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, переосмысливая события и явления через свой внутренний опыт и не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Ваш внутренний мир, вероятно, настолько богат и интересен, что вам хватает своего общества. Среди тех, кого вы лишаете возможности общаться с вами, наверняка есть замечательные люди. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности, аккуратности и концентрации внимания.

Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера будут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами – программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями.

6-11 баллов . Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин – амбиверт (от латинского «ambi» – двойственный). Это – универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.

12-17 баллов . Если вы набрали больше 12 баллов, вы – экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») – это человек, который ориентирован вовне, на внешние предметы и обстоятельства, на мнение других людей, на внешние, статусные атрибуты. Эта направленность проявляется в его решениях и отношении к жизни. Человек этого типа настолько может быть увлечен своим делом, карьерой, что не обращает внимания на состояние здоровья.

Вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Если вы не только любите, но и умеете общаться, то вам подойдут профессии, связанные с частыми встречами, переговорами, консультациями. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления) будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы № 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40 .

Запишите сумму на строке Стабильность .

0-5 баллов . Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).

Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6-11 баллов . Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12-17 баллов . Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.

Мы определили два параметра – экстраверсию и стабильность . Отметьте на горизонтальной оси сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а по вертикальной – сумму баллов по шкале «Стабильность» .

Если вы отметили на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вас можно поздравить: вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.

Четыре квадрата на рисунке – это четыре темперамента.

Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

Задание №3. Вопросы на понимание темы урока.

1. Хладнокровие и невозмутимость больше всего необходимы

а) сотруднику правоохранительных органов , б) учителю, в) слесарю, г) повару.

2. Для интроверта больше всего подойдет работа

а) юриста, б) журналиста, в) парикмахера, г) корректора .

3. Руководить людьми труднее всего

а) сангвинику, б) холерику, в) флегматику, г) меланхолику .

4. Экстраверту лучше заниматься

а) научной деятельностью, б) конкретным практическим трудом, в) обслуживанием клиентов , г) вычислениями и расчетами.

а) терапевтом, б) хирургом , в) окулистом, г) рентгенологом.

Психологический практикум. Определение «формулы» темперамента. (Дополнительный материал.)

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие - слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (т. е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так), ставьте себе средние баллы - 4, 5, 6, 7.

Важно оценить себя как можно объективнее!

  1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
  2. Я работаю неравномерно, рывками.
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
  1. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
  2. Мне нетрудно сделать выбор.
  3. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложите количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

М = 1 + 5 =

X = 2 + 6 =

С = 3 + 7 =

Ф = 4 + 8 =

Соответствующие символы - М, С, X, Ф - запишите в порядке убывания их значений.

Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (X), сангвиника (С) и флегматика (Ф).

(Методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23-27.)

IV. Закрепление материала. Решение психологических задач.

«Определи темперамент»

А. - Вспомните известных литературных героев, персонажей сказок, мультфильмов и т.д. С помощью «круга Айзенка» попробуйте определить их темперамент.

Можно предложить учащимся следующие варианты:

  • невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик);
  • непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник);
  • импульсивный ревнивец Отелло (холерик);
  • впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)

или исторические личности:

Крылов, Кутузов - флегматики;

Наполеон, Бомарше - сангвиники;

Суворов, Менделеев, Пушкин, Петр I - холерики;

Ньютон, Гоголь, Чайковский - меланхолики.

Б. - Попробуйте выполнить психологическое упражнение, в котором может проявиться ваш темперамент.

Учащимся предлагается продемонстрировать естественную реакцию в следующих ситуациях (ответы должны быть спонтанными, чтобы школьники действительно не затрачивали время на обдумывание, а реагировали быстро, как они поступили бы на самом деле):

Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю...

Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

(Задание выполняют все желающие.)

Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:

Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?

Сравните данные наблюдения с результатами тестирования.

Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитанность, общая культура, привычки и т.д.?

Подведение итогов занятия.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Определение типа темперамента.

Класс 9___

Фамилия ___________________________Имя______________________

Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке рядом с номером вопроса «+» или « –».

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания. Верхний правый квадрат. Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

  • Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье, и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремленностью.

Нижний левый квадрат. Флегматический темперамент

Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии с войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Нижний правый квадрат. Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

  • Известный полководец, Наполеон, был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Верхний левый квадрат. Меланхолический темперамент

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают малознакомых и новых людей, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна глубина и постоянство, острая восприимчивость к внешним воздействиям.

Почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?

Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов - меланхолики. Их произведения – память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание. Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом.

  • Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.

Темперамент

Природные свойства нервной системы


Классификация темпераментов

  • Наиболее ранняя классификация темпераментов была дана во II веке до н.э. Клавдием Галеном, в основе лежат особенности обменных процессов.

В роду Гиппократа было около

17 поколений врачей

ГИППОКРАТ (Греческий врач и педагог

Древнегреческий ученый-философ Гиппократ разделил всех людей на 4 группы по принципу соотношения в теле человека жидкостей:

  • Сангвиник – от «сангвис» (кровь)
  • Флегматик – от «флегма» (слизь)
  • Холерик – от «холе» (желчь)
  • Меланхолик – от «мелайн холе» (черная желчь)

V век до нашей эры


ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

САНГВИНИК

Гиппократ сравнивал четыре типа темперамента с четырьмя стихиями

ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ,

ВОДА, ВОЗДУХ

Гармония четырёх стихий создаёт жизнь на Земле, гармония четырёх начал в человеке позволяет жить ему полноценной жизнью


Классификация темпераментов

  • физиолог,
  • психолог,
  • создатель науки о высшей нервной деятельности,
  • основатель крупнейшей российской физиологической школы
  • Лауреат Нобелевской премии 1904года
  • один из авторитетнейших учёных России,

В основе классификации И.П.Павлова лежат свойства нервной системы


Темперамент определяет и обеспечивает

подвижность, силу уравновешенность наших реакций

Сила способность организма выносить

большие перегрузки

Уравновешенность возбуждение и торможение одинаковы по силе выраженности

Подвижность способность возбуждения и

торможения быстро

сменять друг друга


Что же такое темперамент?

  • Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие его психическую деятельность.

Сильный

Слабый тип нервной системы ( меланхолик )

Неуравновешенный тип нервной системы ( холерик )

Уравновешенный

Инертный тип нервной системы ( флегматик )

Подвижный тип нервной системы ( сангвиник )


  • Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир.
  • Им свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.
  • Интровертированный тип характеризуется на фиксации интересов личности на явлениях внутреннего мира: необщительность, замкнутость,

склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.


  • Сангвиник
  • Гиганты нервной системы. Человек живой, подвижный, в центре внимания, пользуется уважением, легко устанавливает контакты. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Речь живая, эмоциональная. Память хорошая, схватывает на лету. Обладают огромной работоспособностью. Как правило хорошие работники. Но заставить сангвиника работать очень трудно. Его надо заинтересовать – тогда он горы свернет.

  • Флегматики
  • Сильная уравновешенная нервная система. Медлительный невозмутимый человек. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Запоминает медленно, но помнит долго. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. С трудом устанавливает, но легко поддерживает знакомство, миролюбивый, старательный. Медленно включается в работу, но способен выдержать значительные нагрузки. Чтобы флегматик хорошо работал, его нужно время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.

  • Меланхолики
  • Чувствительный, сдержанный и обстоятельный человек. Предпочитает быть в стороне. Малообщителен. Речь тихая, может снижаться до шепота. Запоминает быстро за счет высокой способности к анализу. Легко ранимый, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне сдержан. Быстро переутомляются. Вялы в движениях. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать неприятного разговора, хотя цель при этом не достигнута.

  • Холерики
  • Человек быстрый, порывистый, эмоциональный. Быстро запоминает, быстро забывает. Речь громкая, резкая, бывает грубой. Лидер, легко устанавливает контакты, но с трудом поддерживает. Импульсивен, склонен к конфликтам, бурным эмоциональным вспышкам. Резкая смена настроения, раздражителен. Мягкие замечания не воспринимают, жесткие – приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Способен отдаваться делу с исключительной страстностью. Лучший способ справиться с холериком - постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.

  • Холерик –сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • Флегматик –сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
  • Меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.


  • Каждый тип психики подходит больше для одних дел и профессий и меньше - для других.
  • Меланхолики – это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы.
  • Холерики – они великолепные летчики-испытатели, но плохие счетные работники.
  • Флегматики , наоборот, прекрасные бухгалтеры, расчетчики, но, как правило, неважные поэты.
  • Сангвиники – прекрасные водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики .

Практическая работа «Определение типа темперамента»

Из 4-х утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

  • а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны

  • а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь

  • а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в своих силах


4 . а) незлопамятны;

б) если что-то перестанет интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядке дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника

5. а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны

6. а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересах постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны

7. а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми


8 . а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы

9. а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны

10. а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г) у вас тихая, слабая речь

11. а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите согуствия других


12. а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны

13. а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко

14. а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны

15. а) упрямы;

б) в интересах и склонностях непостоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность


16. а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразно кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас высокие требования к окружающим и к себе

17. а) склонны к рису;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость

18. а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению

19. а) бываете агрессивным задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобливы;

г) мнительны, подозрительны


20. а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г0 имеете склонность уходить в себя.

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных цифр умножьте на «5». Вы получите процентное содержание ответов.

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента:

«а» - тип холерика

«б» - тип сангвиника

«в» - тип флегматика

«г» - тип меланхолика

Определите какой тип у вас доминирует.


В чистом виде темпераменты встречаются редко

  • В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика.
  • Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше.
  • В каждом есть свои плюсы и свои минусы.
  • Надо жить и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Любая группа людей работает эффективнее, если в ней есть представители всех темпераментов

  • Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.
  • Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.
  • Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.
  • Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Профессии и типы темперамента

Сангвиник

Холерик

Воспитатель д/с

Врач

Артист

Флегматик

Тележурналист

Меланхолик

Учитель

Биолог

Дипломат

Психолог

Художник

Математик

Швея

Предприниматель

Менеджер

Физик

Писатель

Официант

Астроном

Диспетчер

Геолог

Хирург

Продавец

Инженер

Летчик

Инженер-технолог

Водитель

Бухгалтер

Строитель

Автослесарь

Электрик

Агроном

Следователь

Агроном

режиссер

токарь

механик


От чего же зависит ваш выбор профессии?

  • От возможностей каждого (его способностей, темперамента);
  • От предпочтений (интересов и склонностей);
  • От требований профессии к личности соискателя;
  • От возможностей родителей;
  • От востребованности профессии на рынке труда.


темперамента

Типы

Отзывчивость

Дружелюбие

Лидерство Общительность

Энергичность

Беспечность

Тревожность

Уныние

Замкнутость

Чувствительность

Необщительность

Чуткость

Пассивность

Миролюбие

Осмотрительность

Уравновешенность

Управляемость

Надежность

Спокойствие

Беспокойство

Агрессивность

Переменчивость

Раздражительность

Вспыльчивость

Активность

Оптимизм


сангвиник

меланхолик

флегматик

холерик


О характере человека можно судить по тому, как он ведет себя в обществе.

Характер

Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования.


Различают четыре группы важнейших свойств (черт) характера:

  • Отношение человека к коллективу, другим людям (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность)
  • Отношение к труду (трудолюбие, обязательность, добросовестность, дисциплинированность)

3. Отношение к самому себе (уверенность, гордость, талантливость, самовлюбленность, зазнайство)

4. Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность, бережливость).


Практическая работа «Методика независимых характеристик»

Балл «5» - это свойство проявляется у человека всегда;

Балл «4» - это свойство проявляется у человека в большинстве

случаев;

Балл «3» - в одинаковой степени проявляется свойство, указанное слева и справа;

Балл «2» - в большинстве случаев проявляется противоположное свойство

Балл «1» - противоположное свойство проявляется всегда


Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером .

  • Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость - все эти черты характера не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.
  • Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
  • Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

Укажите какой смайлик к какому темпераменту относится?

меланхолик

холерик

флегматик

сангвиник


флегматик

сангвиник

холерик

меланхолик

Смайлики на службе у психологов


Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И. П. Павловым. Следуя ему, Б.М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы - это физиологические свойства, часто называемые нейродинамическими.

Если придерживаться строго физиологической терминологии, такое понимание свойств не точно. В физиологии есть понятие "свойства нервных центров", к которым относят односторонне проведение возбуждения, замедленное (по сравнению с нервом) проведение возбуждения, способность к суммации возбуждения, усвоению и трансформации ритма приходящих импульсов, наличие следовых процессов, иррадиацию и концентрацию возбуждения, фоновую и вызванную активность. Эти свойства присущи нервным центрам каждого человека и потому сами по себе не могут обусловливать различия в способностях и характере людей.

Следовательно, если речь идет об особенностях нервной системы, то надо говорить не просто о ее свойствах, а о степени их выраженности, особенностях протекания нервных процессов, которые у разных людей могут быть (и бывают) неодинаковыми и поэтому в различной степени влияют на особенности поведения и деятельности. Но степень выраженности свойства нервной системы связана с другим понятием - «типологическими особенностями проявления свойств нервной системы». Следовательно, говоря о свойствах нервной системы и их влиянии на психофизиологические - психологические феномены, авторы имеют в виду все-таки типологические особенности.

Подмена одного понятия (свойства нервной системы) другим (типологические особенности проявления свойств) вносит определенную путаницу в понимание существа изучаемых явлений, особенно у неспециалистов в области психофизиологии. Например, если у человека не найдена сильная нервная система (т.е. типологическая особенность), пишут об отсутствии у него свойства силы. Или в других случаях указывают на свойство силы нервной системы (что считается общепринятым, но еще не показывает, какова же степень проявления данного свойства у человека: сила ли это или слабость) и на «свойство слабости нервной системы», что относится уже к степени проявления свойства силы, и поэтому такое словосочетание некорректно (так как нет свойства слабости).

Но даже уточнение используемых понятий не уводит от выяснения вопроса: свойства чего изучает дифференциальная психофизиология? Например, В. С. Мерлин писал, что так называемое свойство нервной системы представляет собой лишь истолкование той общей причины, от которой зависит группа взаимно связанных индивидуальных особенностей «условно-рефлекторной деятельности».

Таким образом, если для И. П. Павлова и Б. М. Теплова свойства нервной системы - реальность, то для В. С. Мерлина (1973) -это лишь субъективный продукт нашего мышления, иными словами - условность.

Это представление возникло у В. С. Мерлина не случайно. Большинство методик, которые используются для выявления типологических особенностей проявления свойств нервной системы (исключая электроэнцефалографические), позволяют судить о свойствах только косвенно, по различным фиксируемым экспериментатором показателям, отражающим не сами нервные свойства и нервные процессы, а их влияние на действия, реакции человека. Таким образом методики позволяют устанавливать лишь проявление выраженных в разной степени свойств нервной системы. Отсюда методы изучения последних - это способы рассмотрения «черного ящика», в качестве которого выступает центральная нервная система.

Невозможность непосредственно измерить то или иное свойство или нервный процесс оставляет только один путь: интерпретации получаемых данных, их истолкования на основе современного уровня наших знаний о физиологических процессах, закономерностях, нервных структурах.

Рассмотрим хотя бы самый «простой», но фундаментальный вопрос для физиологии нервной системы - о наличии нервных процессов возбуждения и торможения.

В свое время И. П. Павлов рассматривал условные рефлексы как отражение только одного процесса: либо возбуждения (положительные условные рефлексы), либо торможения (отрицательные условные рефлексы) -дифференцировочные, запаздывающие, уга-сательные и т. п. Но, как справедливо отмечает В. С. Мерлин «в различных частях и элементах нервной системы в одно и то же время могут происходить различные процессы - в одних участках возбуждение, а в других торможение. Для характеристики свойства нервной системы важно не то, что происходит в отдельных ее участках и элементах, а то, что характеризует функциональное состояние нервной системы в целом» (1973). Истинно здесь то, что показатели, фиксируемые при выполнении испытуемыми тестовых заданий для диагностики типологических особенностей, отражают всю мозаику сложных и противоречивых процессов в центральной нервной системе, а не отдельно процесс возбуждения или торможения. В лучшем случае, мы можем судить о преобладании в регуляции одного из этих процессов, т. е. фиксируем соотношение между ними.

Однако и при таком понимании сложности интерпретации получаемых данных не заканчиваются. Еще со времен Н. Е. Введенского (начало XX в.) существует точка зрения, что процесса торможения как такового нет и его заменяет процесс возбуждения, принимающий характер застойного на определенном участке нервной системы. Этот очаг (стойкий, не распространяющийся в отличие от обычного процесса возбуждения) трансформирует частотную характеристику волнового возбуждения, проходящего по этому участку, уменьшая частоту импульсации. А поскольку сила раздражения кодируется через частоту возникающих импульсов возбуждения, уменьшается интенсивность приходящего к эффектору сигнала, и реакция ослабляется либо по интенсивности, либо по быстроте.

В конце концов, дело может кончиться полной блокадой волн возбуждения этим стационарным очагом возбуждения. Возникает торможение функции, отражающее пессимальное торможение в центральной нервной системе.

Эти представления Н. Е. Введенского нашли подтверждение в исследовании К. С. Абуладзе (Абуладзе К. С. Латентное возбуждение. Л.: Наука, 1971. С. 98).

При снижении или исчезновении условного рефлекса нигде не возникает корковое торможение, а происходит уменьшение положительного рефлекса от действия возникшего латентного (застойного, по Н. Е. Введенскому) возбуждения, которое концентрирует в своем очаге возбуждение от положительного раздражения (т. е. пускового) и этим частично или полностью лишает рабочий орган возбуждения.

П. К. Анохин (1968), считал, что в центральной нервной системе есть только один процесс - возбуждение, который включает в работу как возбудительные, так и тормозные системы В связи со сказанным, вероятно, некорректно говорить о балансе между возбуждением и торможением, а следовало бы рассуждать о соотношении возбудительных и тормозных реакций. До сих пор, однако, пользуются устоявшейся павловской терминологией и не потому, что не понимают сложности вопроса: эта терминология удобна в практическом отношении (хотя бы ради сокращения времени на изложение мыслей). Кроме того, отказ от нее станет возможным, когда иония терминология сможет реально отражать сущ-мосп. изучаемых явлений (иначе есть опасность замены одной гипотетической терминологии другой - подобной же).

В настоящее время изучают такие свойства, нервной системы, как yсвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность - инертность), фоновая активность. Делались попытки изучить и другие особенности работы нервной системы получившие название «свойство динамичности» и «свойство концентрации возбуждения», однако в дальнейшем эти попытки прекратились, очевидно потому, что не было убежденности в действительном существания таких особенностей.