Урок литературы по теме японские трехстишия хокку. Японские хокку (трёхстишия)

Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Этим и объясняется непреходящий интерес к япрнской культуре. Мы хотели. чтобы данный урок стал для учащихся своеобразным открытием этой страны, её культуры и литературы, которую называют " душой народа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Японские трёхстишия хокку.

Цели и задачи:

  1. В увлекательной форме познакомить учащихся с культурными традициями и искусством Японии, с жанром лирического стихотворения хокку, личностью его фактического основоположника Басё.
  2. Обратить внимание учащихся на нравственный смысл японских традиций(одухотворение природы, защита всего живого, умение найти красоту в обыденном).
  3. Развивать творческое мышление учащихся через создание словесных миниатюр на тему выбранных хокку, рисунков и поделок из бумаги.
  4. Работать над эстетическим воспитанием учащихся на материале данного урока через иллюстрации, музыку, выразительное чтение стихов.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Учёные утверждают, что Америка была открыта однажды, а вот Японию открывают до сих пор. Культурные традиции этой страны кажутся европейцам необычными. Эти и объясняется непреходящий интерес к Японии. Возможно, наш урок послужит для вас, ребята, своеобразным открытием этой страны, познакомит вас с культурными традициями Японии, литературой, которую справедливо называют «душой народа».

2.Проверка домашнего задания (по статье учебника).

Учитель:

Из статьи учебника вы знаете, что хокку -краткое лирическое стихотворение. А в чём достоинство короткого стихотворения? (можно сжато передать свою мысль).

Что является предметом изображения в хокку?(природа).

Чем хокку отличается от пословицы?

Что роднит хокку с живописью?

Почему поэты не стремились растолковать до конца всё в своём хокку? (задача поэта -разбудить воображение).

3. Слово ученика о Мацуо Басё.

В 1644 году у небогатого самурая родился Сын Мунэфуса- будущий великий поэт. Отец его и братья были людьми образованными, преподавали каллиграфию. Став взрослым, юноша пошёл на службу к местному феодалу. Казалось, его жизнь будет спокойной и безбедной. Но вдруг, к удивлению и протесту родных, оставил службу и отправился в город. Он писал стихи и мечтал их напечатать. Талант его был оценён. Журналы опубликовали его стихи, он часто выступал на поэтических турнирах. Но известность не принесла ему богатства. У него, как говорится, не было ни кола, ни двора. Один богатый ученик подарил ему хижину. Поэт посадил рядом банановые саженцы, которые он очень любил. А стихи стал подписывать словом « Басё», что значит « банановое дерево». Поэт не стеснялся своей бедности. Он считал, что главное - уметь видеть красоту, понимать её, заниматься любимым делом и быть независимым. Однажды его постигло ненастье - сгорела хижина и весь нехитрый скарб. Он писал:

Странник! Это слово

Станет именем моим.

Долгий дождь осенний.

Поэт отправился по дорогам Японии. Терпел нужду, холод и голод. Друзья построили для него новый домик. Но, немного прожив там, Басё вновь отправился в путь. После каждого путешествия- новый сборник стихов. А в стихах -зарисовки сельского быта, картины природы, размышления о жизни. У Басё было много учеников, которые совершили целый переворот в японской поэзии. Нет японца, который бы не знал на память хотя бы несколько хокку Басё. В Японии ценят и любят его стихи. На нашем уроке вы услышите хокку Басё и других японских поэтов.

4 .Вопросы-информаторы. Учащиеся должны найти ответы на эти вопросы в статье учебника.

1) В русской народной поэзии ива - символ грусти. Не зря в песне поётся «ивушка плакучая». Почитайте хокку, которое доказывает, что и у японцев- ива тоже олицетворение грусти, печали.

(Все волнения, всю печаль

Твоего смиренного сердца

Гибкой иве отдай.)

2)Один из журналистов, работающий в Японии, писал, что расцветка повседневного кимоно (национальной одежды) напоминает о сером морском песке, о разбросанных на нём водорослях, о замшелых камнях, о свинцовой глади океана. Эти цвета японской природы соответствуют мировоззрению буддизма (одной из традиционных религий страны), находящего в них непостижимую красоту. Непостижимая красота неброского, обыденного…. Не о ней ли говорит Басё в одном из своих хокку?

(Проталина в снегу.

А в ней - светло-лиловый

Спаржи стебелёк).

3)А теперь обратимся к хокку другого известного японского поэта Кабаяси Исса.

В июле и декабре японцы отправляются туда, где родились и выросли. После свидания с родиной они возвращаются нагруженные изделиями местных умельцев, маринадами и копчёностями домашнего изготовления. От взгляда на деревянную куклу, выточенную деревенским соседом, от смакования сливы, замаринованной по деревенскому рецепту, от фотоснимков родных мест теплеет у японца на сердце. Всё, что раньше казалось привычным, вдруг чудесно преображается и кажется самым красивым. И тогда в памяти возникают строки поэта Исса о родине. Прочтите эти строки.

(На родине моей

Цветёт вишнёвым цветом

И на полях трава).

4)У японцев принято всей семьёй сидеть и любоваться каким-то природным явлением. Расцветает японская вишня-сакура, и все соседи семьями рассядутся кружком под вишнями, будут любоваться нежно - розовыми цветками. В этот час они ощущают себя одной большой семьёй, которая будет вместе и в труде, и на отдыхе. Найдите хокку, которое могли бы прочитать японцы в этот час.

(Чужих меж нами нет.

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету).

5. Прослушивание музыкальной пьесы Равеля « Императрица статуэток».

6. Выступление учащихся о японских традициях.

Матрёшка.

Знаменитая русская матрёшка уходит своими корнями к японской кукле кокэси. Первую русскую матрёшку из восьми фигур, изображающую девочку в сарафане и платочке, создал московский художник Сергей Малютин. В 1898 году в Москве на ярмарке он приобрёл японскую деревянную куклу, выточенную в форме яйца, внутри которой можно было обнаружить другую. На токарную форму было нанесено изображение седоусого старика. Расписана была игрушка блёклыми красками. Малютин попросил токаря изготовить форму, а расписал игрушку по-своему. И дал ей простое русское имя- Матрёша.

Потом таких кукол стали вытачивать и другие мастера. Прижилась она и на нижегородской земле, в Семёнове. В отличие от японской – наша кукла - любимая игрушка детей младшего возраста. В Японии кукла имеет другое предназначение. Ими украшают дома. Это предмет любования во время празднования Дня мальчиков и дня девочек.

И ты постояльцев

Нашла весной, моя хижина.

Станешь домиком кукол.

Праздник девочек.

Вот из домика вышли…

Разве ваши лица могла я забыть?

Пара праздничных кукол?

(Ёса Бусон)

Взрослая девушка, увидев свои куклы. Вспоминает чудесный детский праздник. 3 марта отмечается в Японии день девочек- Фестиваль кукол- Хина мацури. Это добрый и тихий праздник. Особенно его ждут девочки от 7-ми до 15 –ти лет. В этот день они с мамами в нарядных кимоно ходят в гости, дарят и получают подарки, угощаются сладостями и любуются куклами. После праздника их аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года.

Праздник мальчиков.

5 мая отмечается праздник мальчиков. Он называется танго –но сэкку. Этот праздник ассоциируется прежде всего с воинскими доблестями и достоинствами. На верхней ступеньке всегда устанавливается кукла –самурай в полном боевом облачении. Самурай- это японский рыцарь. Кукла не только должна радовать глаз ярким убранством, но и воспитывать в мальчиках смелость, настойчивость, силу духа, стремление к победе, то есть качества, необходимые самураю. Давно уже нет в Японии самураев, но обычаи праздника сохраняются, ведь настоящий мужской характер неплохо иметь и современным молодым людям.

Едкая редька и суровый

Мужской разговор

С самураем.

Веера.

В Японии есть понятие « изящные досуги». Одним из таких досугов является изготовление веера.

Веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира. На веере преподносили подарки.

О ветер со склона Фудзи!

Принёс бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

Оригами.

Оригами- очень древнее искусство. Ему столько же лет. Сколько и бумаге, которую изобрели в Китае более двух тысяч лет назад. Из Китая бумага перекочевала в Японию. Она была очень дорогой, и её использовали только в храмах. На свадьбах жених и невеста обменивались бумажными бабочками. Со временем бумажные фигурки превратились в игрушки для детей. Это искусство японцы называли оригами(« ори»- складывать, « гами» - бумага).Столетия существовало это искусство в Японии, а сейчас распространилось по всему миру.

Икэбана.

Ещё один «изящный досуг» –икэбана – искусство составления букетов. Каждая композиция-это символ живой природы, внесённой в дом. По законам икэбана, букет должен состоять из растений разной высоты: высокие - небо, средние- человек, низкие- земля. В икэбана должно быть 5 цветков (или кратное пяти). Искусству составления букетов обучают детей с малого возраста.

Икэбану дарят родным или друзьям на праздник или просто из добрых чувств, расположения друг другу. В доме каждого японца есть специальная ниша в стене -таконома, где на низкой подставочке всегда стоит ваза с живыми цветами. Иногда водном букете сходятся цветы, никогда в природе не растущие рядом. Владимир Цветов- автор книг о Японии, писал, что однажды в семье знакомого японца увидел хризантемы в обрамлении причудливо изогнутых сосновых веточек. Его поразило непривычное сочетание растений и их утончённая красота.

Глядя на эту композицию, он вспомнил хокку:

Видели всё на свете

Мои глаза -и вернулись

К вам, белые хризантемы.

Хризантемы- национальный цветок Японии. Он стал предметом воспевания поэтов и художников. В этой стране есть Праздник Хризантем.

Праздник Хризантем.

9 сентября вся Япония отмечает Праздник Хризантем.Во всех городах встречаются хризантемные строения и клумбы. По улицам ездят машины, украшенные разноцветными хризантемами.
Цветы для выставки выращивают школьники, сотрудники фирм и парков, домохозяйки - все желающие!

На кусте хризантемы оставляют только один бутон, срезая все лишние бутоны. Тогда единственный цветок вырастает огромных размеров. Японские дизайнеры создают из хризантем огромные фигуры реальных исторических лиц, героев легенд и персонажей литературных произведений.
Каркас куклы делается из бамбука, голова и руки - из папье-маше. Остальное - это хризантемы разных размеров и окраски. Каждую неделю мастера обновляют цветы. В Японии есть орден хризантем. Это самая высшая и почётная награда.

Это растение воистину окружено любовью и заботой. Есть поверье, что собранная с хризантем роса продлевает жизнь.

И мотылёк прилетел.

Он тоже пьёт благовонный настой

Из лепестков хризантем.

Лепестки хризантем даже заваривали в чай.

Чайная церемония.

Другая неотъемлемая часть японской культуры и жизни японцев- чайная церемония. Не случайно говорят не «чаепитие», а « церемония». Пьют чай, медленно поднося чашку ко рту. Сама церемония состоит из двух процессов: кипячения воды, заварки чаем (в порошке) и подготовке чайной посуды. Всё с особым церемониальным движением руки и при неподвижно строгом лице. Готовясь к чайной церемонии, тщательно подбирают букеты цветов, посуду для чая. Место чаепития - специальный чайный павильон в стороне от мирской суеты. Эта средневековая традиция сохранилась и до наших дней. Журналист Цветов вспоминал, как однажды он стал участником такой церемонии, где все разливали чай в чашечки и начинали, не торопясь, пить чай. Все говорили так тихо, наливали чай и расставляли налитое так осторожно, что и гости из России тоже стали брать чашки и ставить их на стол медленно – медленно. Все двигались словно завороженные.

Пьёт свой утренний чай

Настоятель в спокойствии важном.

Хризантемы в саду.

7 . Заключительное слово учителя.

Особенностью японской культуры является то, что человек не воображает себя господином природы, которую он должен покорять. Наоборот, жители Страны Восходящего Солнца любовно вглядываются в природу, взаимодействуют с ней, стараясь не нарушить её. Они умеют понимать и чувствовать её. А все мысли и чувства человека, как известно, находят отражение в литературе, в поэзии.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на предложенное хокку.


Японские хокку (трёхстишия)

Путешествие в страну восходящего солнца.

Цель урока : познакомить с жанром хокку,

с поэтами- представителями этого жанра,

уметь определять тему и идею трёхстишья,

воспитывать любовь и уважение к культуре

разных народов.

Название Японии. (Нихон - ни-солнце, хон-корень, основа) . «Путь гор» - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца.

Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь.

Весь мир давно признал: у японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой.

Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику . Им посвящен осенний Праздник Хризантем.

Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награде Японии.

Символом японца является бамбук . Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.

С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления , потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.

Осенью в Японии проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.

Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения. Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в ХVІІ - ХVІІІ вв.

Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.

Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку - пятисложные, а второй стих хокку - семисложный. Всего в хокку 17 слогов .

Содержание хокку.

Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением : имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.

Пример №1.

Старый пруд.

Лягушка прыгает.

Всплеск воды.

Тема - философский взгляд на природу;

Два объекта - пруд и лягушка.

В японском языке существует выражение " цивилизация сосновой иглы ". Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.

Мастера японской поэзии были лаконичны . Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

Авторы хокку ставили перед собой задачу не описать, а передать свое настроение, переживание в данный момент времени.

В хокку есть недосказанность , намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.

Основные черты хокку:

1. Лаконичность (3 строки);

2. Внимание к деталям;

3. Недосказанность, подтекст.

Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.

Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.

Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.

Пример №2.

Гляжу - опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема -

Образы - лист - бабочка ;

Состояние - опавший - взлетел (смерть - жизнь);

Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.

Пример №3.

Ночная тишина.

Лишь за картиной на стене

Звенит -звенит сверчок.

Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);

Тема - философское восприятие природы;

Образы: ночь -сверчок;

Состояние: тишина - звон

Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?

Еще один известный японский поэт - Исса Кобаяси (1763 - 1827)

Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.

Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.

Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.

Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20000 хокку.

Пример № 3.

Наша жизнь - росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь - и все же ...

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (смысл жизни);

Образы - жизнь - росинка;

Состояние выражено через частицы - пусть, все же;

Идея - жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.

Пример № 4.

Тихо, тихо ползи

Улитка по склону Фудзи,

Вверх , до самых высот!

Жанр - хокку (трехстишье);

Тема - философская (через наблюдение за природой);

Образы - улитка - священная гора Фудзи;

Состояние: тихо ползет вверх;

Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.

Что вы узнали о японцах и Японии?

Как вы поняли, что такое хокку?

Сколько в нём слогов?

Назовите его основные черты?

Каких поэтов Японии вы узнали?

Попробуйте сами сочинить хокку. Не бойтесь, не сомневайтесь в себе. Посмотрите вокруг и творите.

Может быть вам поможет совет Ильи Эренбурга:

Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа”.

Домашнее задание

Прочитайте и проанализируйте хокку (2-3 по выбору)

Мацуо Басё, Кобаяси Исса




БАСЁ (1644–1694)

Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.

В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.

Желтый лист плывет.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты?

Ива склонилась и спит.
И, кажется мне, соловей на ветке –
Это ее душа.

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!

С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.

Аиста гнездо на ветру.
А под ним – за пределами бури –
Вишен спокойный цвет.

Долгий день напролет
Поет – и не напоется
Жаворонок весной.

Над простором полей –
Ничем к земле не привязан –
Жаворонок звенит.

Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной.

Чистый родник!
Вверх побежал по моей ноге
Маленький краб.

Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.

В похвалу поэту Рика

Будто в руки взял
Молнию, когда во мраке
Ты зажег свечу.

Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.

О нет, готовых
Я для тебя сравнений не найду,
Трехдневный месяц!

Неподвижно висит
Темная туча в полнеба…
Видно, молнию ждет.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

Весна уходит.
Плачут птицы. Глаза у рыб
Полны слезами.

Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.

Майские дожди
Водопад похоронили –
Залили водой.

На старом поле битвы

Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.

Островки… Островки…
И на сотни осколков дробится
Море летнего дня.

Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

Ворота Прилива.
Омывает цаплю по самую грудь
Прохладное море.

Сушатся мелкие окуньки
На ветках ивы… Какая прохлада!
Рыбачьи хижины на берегу.

Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.

Расставаясь с другом

Прощальные стихи
На веере хотел я написать –
В руке сломался он.

В бухте Цуруга,

где некогда затонул колокол

Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.

Домик в уединенье.
Луна… Хризантемы… В придачу к ним
Клочок небольшого поля.

В горной деревне

Монахини рассказ
О прежней службе при дворе…
Кругом глубокий снег.

Замшелый могильный камень.
Под ним – наяву это или во сне? –
Голос шепчет молитвы.

Всё кружится стрекоза…
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.

Падает с листком…
Нет, смотри! На полдороге
Светлячок вспорхнул.

Хижина рыбака.
Замешался в груду креветок
Одинокий сверчок.

Больной опустился гусь
На поле холодной ночью.
Сон одинокий в пути.

Даже дикого кабана
Закружит, унесет за собою
Этот зимний вихрь полевой!

Печального, меня
Сильнее грустью напои,
Кукушки дальний зов!

В ладоши звонко хлопнул я.
А там, где эхо прозвучало,
Бледнеет летняя луна.

В ночь полнолуния

Друг мне в подарок прислал
Рису, а я его пригласил
В гости к самой луне.

Глубокою стариной
Повеяло… Сад возле храма
Засыпан палым листом.

Так легко-легко
Выплыла – и в облаке
Задумалась луна.

Белый грибок в лесу.
Какой-то лист незнакомый
К шляпке его прилип.

Блестят росинки.
Но есть у них привкус печали,
Не позабудьте!

Верно, эта цикада
Пеньем вся изошла? –
Одна скорлупка осталась.

Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.

Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.

Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.

Скалы среди криптомерий!
Как заострил их зубцы
Зимний холодный ветер!

Всё засыпал снег.
Одинокая старуха
В хижине лесной.

Посадка риса

Не успела отнять руки,
Как уже ветерок весенний
Поселился в зеленом ростке.

Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.

Плотно закрыла рот
Раковина морская.
Невыносимый зной!

Памяти поэта Тодзюна

Погостила и ушла
Светлая луна… Остался
Стол о четырех углах.

Увидев выставленную на продажу картину
работы Кано Мотонобу

…Кисти самого Мотонобу!
Как печальна судьба хозяев твоих!
Близятся сумерки года.

Под раскрытым зонтом
Пробираюсь сквозь ветви.
Ивы в первом пуху.

С неба своих вершин
Одни лишь речные ивы
Еще проливают дождь.

Прощаясь с друзьями

Уходит земля из-под ног.
За легкий колос хватаюсь…
Разлуки миг наступил.

Прозрачный Водопад…
Упала в светлую волну
Сосновая игла.

Повисло на солнце
Облако… Вкось по нему –
Перелетные птицы.

Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.

Предсмертная песня

В пути я занемог.
И всё бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.

Прядка волос покойной матери

Если в руки ее возьму,
Растает – так слезы мой горячи! –
Осенний иней волос.

Весеннее утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.

На горном перевале

До столицы – там, вдали, –
Остается половина неба…
Снеговые облака.

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

Там, где когда-то высилась

статуя Будды

Паутинки в вышине.
Снова образ Будды вижу
На подножии пустом.

Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел –
На самом гребне перевала.

Посещая город Нара

В день рождения Будды
Он родился на свет,
Маленький олененок.

Там, куда улетает
Крик предрассветный кукушки,
Что там? – Далекий остров.

Флейта Санэмори

Храм Сумадэра.
Слышу, флейта играет сама собой
В темной гуще деревьев.

КЁРАЙ (1651–1704)

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!

На смерть младшей сестры

Увы, в руке моей,
Слабея неприметно,
Погас мой светлячок.

ИССЁ (1653–1688)

Видели всё на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.

РАНСЭЦУ (1654–1707)

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Цветок… И еще цветок…
Так распускается слива,
Так прибывает тепло.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.

КИКАКУ (1661–1707)

Мошек легкий рой
Вверх летит – плавучий мост
Для моей мечты.

Нищий на пути!
Летом вся его одежда –
Небо и земля.

Ко мне на заре в сновиденье
Пришла моя мать… Не гони ее
Криком своим, кукушка!

Как рыбки красивы твои!
Но если бы только, старый рыбак,
Ты мог их попробовать сам!

Заплатила дань
Земному и затихла,
Как море в летний день.

ДЗЁСО (1662–1704)

И поля и горы –
Снег тихонько всё украл…
Сразу стало пусто.

С неба льется лунный свет.
Спряталась в тени кумирни
Ослепленная сова.

ОНИЦУРА (1661–1738)

Некуда воду из чана
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!

ТИЁ (1703–1775)

За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!

На смерть маленького сына

О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?

Полнолуния ночь!
Даже птицы не заперли
Двери в гнездах своих.

Роса на цветах шафрана!
Прольется на землю она
И станет простой водою…

О светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.

Только их крики слышны…
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку…
Тому, кто ветку сломал.

КАКЭЙ (1648–1716 )

Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот он сметет с небес.

СИКО (1665–1731)

О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам.

БУСОН (1716–1783)

От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.

Вот из ящика вышли…
Разве ваши лица могла я забыть?..
Пора праздничных кукол.

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.

Прохладный ветерок.
Колокола покинув,
Плывет вечерний звон.

Старый колодец в селе.
Рыба метнулась за мошкой…
Темный всплеск в глубине.

Ливень грозовой!
За траву чуть держится
Стайка воробьев.

Луна так ярко светит!
Столкнулся вдруг со мной
Слепец – и засмеялся…

«Буря началась!» –
Грабитель на дороге
Предостерег меня.

Холод до сердца проник:
На гребень жены покойной
В спальне я наступил.

Ударил я топором
И замер… Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!

К западу лунный свет
Движется. Тени цветов
Идут на восток.

Летняя ночь коротка.
Засверкали на гусенице
Капли рассветной росы.

КИТО (1741–1789)

Я встретил гонца на пути.
Весенний ветер, играя,
Раскрытым письмом шелестит.

Ливень грозовой!
Замертво упавший
Оживает конь.

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь – вишневый цвет!

ИССА (1768–1827)

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.

Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звезд.

Чужих меж нами нет!
Все мы друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Смотри-ка, соловей
Поет всё ту же песню
И пред лицом господ!

Пролетный дикий гусь!
Скажи мне, странствия свои
С каких ты начал лет?

О цикада, не плачь!
Нет любви без разлуки
Даже для звезд в небесах.

Стаяли снега –
И полна вдруг вся деревня
Шумной детворой!

Ах, не топчи траву!
Там светляки сияли
Вчера ночной порой.

Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.

Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка…

Дерево – на сруб…
А птицы беззаботно
Гнездышко там вьют!

По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!

На смерть маленького сына

Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же…

О, если б осенний вихрь
Столько опавших листьев принес,
Чтобы согреть очаг!

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!

Я наказал ребенка,
Но привязал его к дереву там,
Где дует прохладный ветер.

Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда…

Так я и знал наперед,
Что они красивы, эти грибы,
Убивающие людей!

Урок литературы в 7 классе: « Мир японской поэзии. Хокку ».

Зинина Елена Александровна

у читель русского языка и литературы

МОУ СОШ №13 г. Егорьевск



Цель урока:

    познакомить учащихся с особенностями японской поэзии.
Задачи урока:
    дать представление о понятии «японское хокку»,раскрыть особенности жанра; формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся; вызвать интерес у учащихся к японской культуре; развивать творческую деятельность воспитанников.

Оборудование: Компьюторная презентация, японская музыка (С D), свитки с изображением цветов, «музыка ветра».Литература: Учебник-хрестоматия для 7 кл. (авт.-сост. В.Я.Коровина), опорный конспект для воспитанников, тексты хокку для индивидуальной работы.
Словарь урока: Хокку (хайку), икэбана, миниатюра, кимоно, токонома, э – ута.

ХОД УРОКА
I. Вводный этап.
II. Подготовительный этап. Учитель : Сегодня мы с вами вновь прикоснемся к миру прекрасного – миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны – Японии. Мы познакомимся с ее историей, культурой, традициями. Едва-едва я добрел,
Измученный, до ночлега…
И вдруг - глициний цветы!
Мацуо Басё

Всего три строчки. Несколько слов. А воображение нарисовало картину: усталый путник, который много дней был в пути. Он голоден, измучен, и вот, наконец, ночлег! Но наш герой не спешит войти в дом, согреться и отдохнуть, потому что вдруг забыл обо всех невзгодах на свете: он любуется цветами глициний. Как вы думаете почему путник замер и любуется цветами? В Японии глициния одно из самых любимых растений. По-японски называется Фуджи (Фудзи), как самая высокая гора Японии. Глициния в литературе символ всего красивого, утонченного, изысканного. Красота - в глубине вещей. Сумей ее заметить, а для этого нужен тонкий вкус. Японцы не любят симметрии. Если ваза на столе будет стоять посередине, ее автоматически сдвинут на край стола. Почему? Симметрия как законченность, как завершенность, как повторение неинтересна. Так, например, посуда на японском столе (сервиз) будет обязательно с разным рисунком, разного цвета. Может поэтому японскую культуру, причисляют к «закрытым» культурам. Не сразу, не с первого знакомства открываются европейцу своеобразие японской эстетики, непривычное очарование японских обычаев и красота памятников японского искусства. Мне хочется познакомить вас с культурой этой удивительной страны. Воспитанники нашей школы подготовили презентацию, хочу предложить двум ученикам ее прокоментировать. (Демонстрация презентации) Ученик (в дальнейшем «У»): Япония – островное государство в Восточной Азии. Всего около 4 тыс. островов. Столица - Токио. Форма правления - конституционная монархия.
У . : Японский флаг, называется Хиномару. Японию называют – Страной восходящего солнца, поэтому на государственном флаге изображено солнце.
Герб Японии – хризантема главный цветок страны назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.

У .: Глава государства – 125-й правящий император Акихито. У .: Большинство верующих - исповедуют буддизм и синтоизм. У .: Кимоно, традиционная мужская и женская одежда японцев. Представляет собой прямой халат с поясом и широкими рукавами. Мужские кимоно отличаются от женских только расцветками. У .: Одно из древнейших искусств японцев – миниатюра. Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. У .: Токонома - декоративная ниша в японском доме, используемая для размещения украшений - свитка живописи, каллиграфии или вазы с цветами. У .:Икебана – «жизнь цветов». Классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад, восходит к древнему буддийскому ритуалу возложения цветов на алтарь. В композиции присутствуют три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Учитель : Кто из вас может добавить к выступлению ребят? У. : В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город.
У .: Японцы– вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей. У. : Япония – родина каратэ. У .: На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. У .: Около каждого жилища есть садик. Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни. У .: Сумо – национальный вид спорта японских тяжеловесов. У .: Я понцы видят красоту в самых обычных вещах.
Учитель : Спасибо! Я тоже хочу добавить. Кто не любит из вас пить чай? Для нас это обыденно, а в Японии это своеобразным ритуал, в которой каждая деталь, предмет имеют особое, неповторимое значение. Искусство чайной церемонии открывает красоту в обыденном и неприметном. Главным предмет чайной церемонии – чайница. Она украшалась особой картиной – стихами Э-утой. Э-ута - традиционный жанр искусства Японии, объединяющий поэзию, прикладное искусство и каллиграфию. Основное правило жанра – что рисуется, то не пишется; что написано, не изображается . На любой чайнице можно прочесть трехстишье, вот одно из них: Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке - Это ее душа.

Вспомните, какой мы обычно видим иву?
Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски. Печаль, тоска - это не твой путь, говорит нам поэт, отдай этот груз иве, ведь она вся - олицетворение грусти.
Что вы можете сказать о соловье?
Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!
Почему же соловей - это душа печальной ивы?
По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.
На ваш взгляд, соловей поет или молчит?
Учитель : Звучит просто, но прекрасно – это и есть хокку. Вряд ли в какой-либо другой поэзии найдется жанр, который полнее и ярче, чем японское хокку, выразил бы то, что называют национальным духом японского народа.

Ш. Основной этап. Когда же появились стихи хокку, кто их писал, кому они предназначались? Возникновение хокку связано с развитием в Х VI веке шуточной поэзии хайкай. Более древним видом японской поэзии являются пятистишия – танка. Первыми поэтами были придворные императора. Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же, на месте, создать стихотворение. Темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия. В XVII веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую. Хокку – не просто поэтическая форма, а нечто большее – определенный способ мышления, осбый способ видения мира. Создателями этого жанра были князья и воины-самураи, монахи и учителя, врачи и художники. Во тьме безлунной ночи Лисица стелется по земле, Крадётся к спелой дыне.
Хокку (хайку) – японское лирическое стихотворение о природе, о нерасторжимом единстве природы и человека. В хокку всегда есть какая-то недоговоренность, мудрость, философская мысль. Отличается краткостью и своеобразной поэтикой, состоит из 3 строк, содержит 17 слогов (с внутренним делением на три неравные части по числу слогов 5 – 7 – 5). Рифмы в хокку нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия – предмет большой заботы японских поэтов. Я прочту вам стихотворение на японском языке: Сидзукаса я
ива – ни симииру
сэми – но – коэ.

В переводе звучит так:
Тишина кругом.
Проникает в сердце скал
Легкий звон цикад.
Какую картину рисует поэт в этом стихотворении? Чем необычны эти стихи? -короткие;
-простые;
-о природе, о своих чувствах;
-всегда есть какая-то мудрость, философская мысль. Автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свое мнение не навязывает.
Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах! Самый знаменитый автор хокку – великий японский поэт Мацуо Басе. Мацуо Басё (1644 – 1694) – классик японской поэзии, который определил основные правила хокку – это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали, чаще всего посвященное природе В хокку очень редко встречаются метафоры, образные эпитеты. Вдоль и поперек исходил поэт Японию. Отыскал самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье и воспел их в стихах: Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...
Поэту удалось передать то, что он увидел: умирая цветы, дают жизнь новым цветам! Жизнь продолжается! Как поэт пронзительно и тонко чувствует и точно изображает природу! Словно художник рисует картину-миниатюру! В литературе это называется рисование зрительного образа. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Обратимся к учебнику. Прочтите стихотворения Мацуо Басе в учебнике-хрестоматии (стр.231). Выберете и прочтите стихотворение, которое больше всего понравилось. Последователь Басё – Кобаяси Исса (1763 – 1827). Собственная жизнь, судьба отразилась в творчестве поэта. Он соединяет низкое и высокое, утверждая, что каждая малость, каждая тварь в этом мире должна цениться наравне с человеком. Исса много странствовал, он оставил богатое поэтическое наследствие: более шести тысячи хокку, дневники, шуточные стихи. Вот одно из них: Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же...
Какая картина вам видится? Что чувствует поэт? О чем он хотел сказать в своем трехстишии? Это стихотворение написано на смерть его маленькой дочки. Буддизм учит не переживать из-за ухода близких, ведь жизнь - росинка… Но прислушайтесь к голосу поэта, сколько пережитого горя в этом «и все же…» Давайте почитаем стихи Кобаяси Исса. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.
Какое из стихотворений вам наиболее ближе? Почему? Как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?
У .: Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают.
У .: Они любят: деревья, камни, цветы и всех живых существ.
У .: Японцы видят красоту и в самых обычных вещах, они поклоняются природе. IV. Закрепление. Как вы считаете, трудно ли написать хокку?
Давайте попробуем стать японскими поэтами. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила написания хокку. (Ответы учеников).

1. Закончите хокку, придумав подходящую по смыслу последнюю строку. 2. Работаем по вариантам. Ваша задача закончить хокку самостоятельно. Предлагаю вам попробовать самим написать хокку.
3. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно или можете воспользоваться, предложенными темами в четырех вариантах. Выбираете любой вариант.
Вариант 1 : Солнце зимнего дня...
Вариант 2 : Шепнул мне на ухо ветер…
Вариант 3 : В небе такая луна…
Вариант 4 : Цветок распустил С каким жанром японской поэзии мы с вами познакомились? Кто запомнил основных японских поэтов? Какое стихотворений запомнилось, из тех которые мы разбирали на уроке?
(Ответы учеников).
V. Подведение итогов .
Молодцы! Вы постарались на славу! В заключение хочу сказать вам что-то на японском языке – гокуросама! Что означает – спасибо за помощь! Во многих странах мира есть последователи и ценители японских хокку. Среди наших учителей тоже есть такие люди, которые слагают миниатюры-хоку. С одним из них я хочу вас познакомить:
Мел скрипит по доске Не знаю, не могу, не хочу, не буду: Идет урок в нашей школе. Это стихотворение написала ученица Шварц Даша.
VI. Домашнее задание . Домашнее задание выберите из предложенных вариантов для себя сами.
А. Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку, объяснить их содержание (с. 230-233).
В. Продолжить работу с текстами на листах для творческой работы.
С. Попробуйте сочинить собственные хокку, передать в них свое настроение, свое отношение к природе, к жизни (подобрав к ним иллюстрации или нарисовать рисунок).
7